Фотография и право • Урок №4. Правовые аспекты рекламной фотосъемки

  9170 Фотография и право 0
Продолжаем разбираться с правовыми аспектами в фотографии. И сегодня мы поговорим о рекламной фотосъемке и ее юридических особенностях. Чтобы разобраться в возникновении прав и обязанностей в этом жанре фотографии, связанных с созданием и дальнейшим использованием снимков, необходимо выяснить статус рекламного фото как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.
 
Итак, рекламная фотография (или коммерческая фотосъемка), как и любая другая, является объектом как исключительных, так и личных неимущественных авторских прав. В сферу личных неимущественных прав входят защита фотографии как таковой (включая ее целостность, достоверность композиционного и цветового решений и др.), защита имени автора и его связь с фотографией, а также иные вопросы, не связанные с дальнейшим размещением или коммерческим использованием фотографии. Исключительные права регламентируют порядок дальнейшего использования созданных фотографий, в том числе вопросы их обработки, включения в сборники, опубликования и др. 
 
 
Согласно ст. 1225 (п. 1 п/п 1) и 1259 (п. 1) ГК РФ любая фотография является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав вообще и авторского права в частности. Исходя из содержания ст. 1226 ГК РФ, в рассматриваемом случае интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, и личные неимущественные права. Исключительное право является производным личного неимущественного права – права авторства, которое принадлежит автору. На основании ст. 1228 (п. 1), 1257 ГК РФ автором фотографии признается гражданин, творческим трудом которого она создана. 
 
Авторство фотографа при создании рекламной фотографии никоим образом сомнению не подлежит. Поскольку при создании рекламной фотографии может использоваться труд фотомоделей, возникает вопрос: может ли фотомодель быть признана автором рекламной фотографии? Положения гражданского законодательства России непосредственно не относят фотомоделей к числу авторов, но не отрицают возможности авторства фотомодели, т.к. она тоже может внести определенный творческий вклад в создание фотографии. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и решается для каждого конкретного случая по-своему. Оптимальным решением является признание авторских прав за моделью и перераспределение их в зависимости от ситуации, о чем необходимо заключить договор (об этом разговор пойдет в нашем следующем уроке). 
 
 
Может ли рекламодатель (сотрудник рекламодателя) или лицо, сделавшее заказ на создание рекламной фотографии, быть ее автором? Согласно ст. 1228 (п. 1 абз. 2) какие-либо лица, не внесшие личного творческого вклада в создание фотографии, в том числе оказавшие автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, авторами признаны быть не могут. Но очень часто рекламодатель (заказчик) передает фотографу подробное задание (описание) будущей фотографии, в котором описывает, какие предметы должны быть изображены, в каком ракурсе, в композиции с каким предметами и каков должен быть сюжет фотографии. Известны случаи, когда заказчик описывал даже требования, предъявляемые к фотомоделям, снимаемым на рекламные фотографии. Однако все эти описания, как бы подробны и конкретны они ни были, непосредственно не создают фотографию, а являются всего лишь идеями. На основании положений ст. 1259 (п. 5) ГК РФ идея как таковая не является объектом авторского права. Исключение может составить случай, когда заказчик либо его работник сами непосредственно будут осуществлять постановку сцен, которые фотограф должен будет только отснять. Но такие случаи носят редкий единичный характер и не являясь типичными. То есть рекламодатель, заказчик рекламной фотографии или же их работники не могут быть авторами рекламной фотографии. 
 
Исходя из предыдущих пунктов, авторами рекламной фотографии могут быть признаны фотограф и фотомодель, и никто более. Соответственно, исключительные права сначала возникают только у этих лиц, т.к. исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора и может быть передано автором другому лицу по договору, либо может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительным правом на фотографию, согласно ст. 1229 (п. 1), 1270 ГК РФ, является право ее использования и распоряжения ею любым не противоречащим закону способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии исключительно по своему усмотрению. Причем отсутствие запрета таковым согласием (разрешением) не считается, а другие лица не могут использовать фотографию без согласия правообладателя – иначе таковое использование является противозаконным.
 
Обратите внимание!
 
Публикация целенаправленного изображения человека (модели) как основного объекта съемки на фотографии допустимо только с его согласия. 
 
Изъявление такового согласия не требуется, если модель позировала за плату.
 
Принимая во внимание изложенное, следует рассмотреть вопросы договорных отношений при создании рекламной фотографии. Основной отличительной особенностью этого жанра является то, что создается рекламная фотография по заказу рекламодателя. В подавляющем большинстве случаев рекламодателем или заказчиком является фирма, юридическое лицо. Следовательно, заказ на создание рекламной фотографии должен быть оформлен в виде договора в письменной форме. Названный договор может быть квалифицирован как «договор авторского заказа». Заказчиком по договору является рекламодатель (иной заказчик), а автором (исполнителем) – фотограф. Следует учесть, что по умолчанию договор авторского заказа не предусматривает переход исключительных прав к заказчику. Поэтому в таковом договоре должна быть прописана процедура передачи исключительных прав на созданные рекламные фотографии. В противном случае исключительные права останутся у фотографа. В этом случае заказчик обретет право использования рекламных фотографий в неограниченном объеме и количестве при осуществлении собственной деятельности на безвозмездной основе, но он никому не сможет передать этого права. Также в договоре авторского заказа целесообразно прописать обязанности сторон по предоставлению имущества для съемок и взаимоотношения с моделями. Как вариант, заказчик может обеспечить это за счет собственных сил и средств (как полностью, так и частично), наняв модель и предоставив собственное имущество либо урегулировав все вопросы с собственником фотографируемого имущества. Чаще всего заказчик поручает оформить отношения с моделью фотографу. Особенностью оформления отношений с фотомоделью при создании рекламной фотографии является то, что у фотомодели нужно получить разрешение на использование ее изображения и что фотомодель должна полностью передать принадлежащие ей исключительные права фотографу или заказчику. В противном случае у рекламодателя могут возникнуть препятствия при использовании фотографий (связанные с нарушением прав модели – исключительных и на изображение). В договоре авторского заказа целесообразно установить режим соблюдения личных неимущественных прав, т.е. указания имени фотографа и модели. По умолчанию при каждом случае использования рекламной фотографии заказчик (иное лицо) обязано будет указывать имена фотомодели и фотографа. 

 
В следующем уроке, как я уже сказал, мы рассмотрим договорные отношения с моделью при фотосъемке. А на сегодня все. Всего вам фотографического!
 


Читайте также:
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход