Samyang 14/2.8 ED AS IF UMC: тест/обзор объектива

23.02.2014 8697 Тесты и обзоры 0

Наконец то погода позволила близко познакомится с широкоугольным объективом Samyang 14/2.8 ED AS IF UMC. Он же Bower 14/2.8 , он же Walimex Pro 14 /2.8, он же Vivitar 14/2.8, он же Falcon 14/2.8 ED Aspherical IF, он же ProOptic 14/2.8, и он же Rokinon FE 14/2.8. Именно под последним брендом и значится объектив для теста.  

 

 
Южнокорейская Samyang - компания, известная на рынке оптики с 1972 года. Но за последние годы фирма всерьез взялась за развитие собственной торговой марки, чему очень поспособствовал выпуск новых и достаточно неплохих объективов для зеркальных фотоаппаратов. Тестируемый нами объектив был анонсирован в 2009 году. Первая версия объектива имела много нареканий, высказывались претензии к работе в контровом свете, уровню виньетирования и мыльным краям изображения. Samyang оперативно выпустила обновленную версию – Samyang 14/2.8 ED AS IF с индексом UMS.
 
 
Как следует из названия, Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC — это широкоугольник с фокусным расстоянием 14 мм. Чтобы окончательно расставить все точки над i, необходимо пояснить: это полнокадровый широкоугольник. Фокусное расстояние 14 мм при установке объектива на камеру с матрицей 24х36 мм обеспечит угол обзора 115.7°. Это меньше, чем у фишай-объективов, и изображение будет принципиально другим: Samyang 14mm f/2.8 имеет исправленную геометрию и не изгибает пространство в кадре, подобно "рыбьему глазу”. Но об этом чуть позже.
 
Прежде, чем перейти к съемке, рассмотрим объектив поближе. Буквенные обозначения в названии объектива свидетельствуют о наличии в объективе: ED — линз, изготовленных из особого, низко-дисперсного стекла; AS — асферических линз, которые снижают геометрические искажения (дисторсию); UMC — линз с многослойным просветлением; IF — эта аббревиатура обозначает, что фокусировка происходит за счет передвижения внутренних линз, таким образом геометрические размеры объектива не изменяются. На байонете объектива установлен чип, сообщающий камере все необходимые параметры, а именно, подтверждение фокусировки, значение диафрагмы и фокусное расстояние. Благодаря этому на любительских камерах (как, например, моя Nikon D90) возможно использовать автоматические режимы при съемке, что является существенным плюсом именно этой модели объектива (имеются в продаже модели без чипа).
 

Оптическая схема 
 
Корпус объектива выполнен из черного пластика с шершавым покрытием, достаточно крепко сбит, без какой-либо разболтанности и не скрипит при работе с объективом.  Кольцо фокусировки отлично демпфировано, вращается гладко. Люфтов во время тестирования тоже замечено не было. Объектив достаточно маленький для такого фокусного и светосилы - он имеет длину около 95 мм. Несмотря на то, что корпус и встроенная бленда — пластиковые, Samyang 14mm f/2.8 получился довольно тяжелым. Весит он немногим более полукилограмма. Сказывается сложная оптическая схема из 14 линз, объединенных в 10 групп. Самая крупная линза — передняя. Именно она во многом определяет габариты всего объектива. Ее диаметр и радиус кривизны настолько велики, что крышка объектива представляет собой не привычный диск с защелками, а пластиковый тубус, надеваемый на бленду. 
 
Первое, что мне пришло в голову, когда я взял объектив в руки – его сходство с грибом. Корпус объектива – толстая ножка, а массивный передний элемент - шляпка гриба. Так он и вошел в мой лексикон – «гриб». Передний элемент обрамлен встроенной лепестковой блендой. Сразу за ней расположено широкое обрезиненное кольцо ручной фокусировки. На кольцо фокусировки нанесена шкала расстояний. Ход кольца составляет около 250 градусов, что позволяет фокусироваться с высокой точностью. Ближе к креплению байонета расположено узкое кольцо диафрагмы. Работает оно четко, явно "перещелкиваясь" из одного положения в другое, что позволяет без проблем пользоваться им вслепую. Диафрагма изменяется от 2.8 до 22 с шагом в полступени. Крепление байонета металлическое. Задний элемент неподвижный, около 17 мм в диаметре. Использование фильтров не предусмотрено. Пластмассовая передняя крышка с надписью "Rokinon" надевается на бленду. Крышка на удивление удобна, защелкивается в надетом положении и надежно защищает передний элемент. Отмечу отсутствие фиксатора кольца фокусировки, ставить и снимать с камеры объектив при этом несколько неудобно.
 
 
Комплект поставки оказался лучше ожидаемого. Бюджетный объектив предполагает, что режим строжайшей экономии отразится на комплекте поставки, качестве упаковки и материалов. Коробка крепкая, вместительная, с хорошей полиграфией и приятным сочетанием черного с золотым. В наличии - матерчатый чехол для хранения объектива.  как говорится - мелочь, но приятно.  

В комплект входит:
  • Объектив 
  • Передняя и задняя крышка объектива 
  • Матерчатый чехол для хранения 
  • Руководство по эксплуатации на англ. языке

Стоит отметить, что во время использования полуавтоматического режима диафрагма на объективе должна быть установлена в максимально закрытом состоянии — f/22. Если диафрагма будет установлена на другом значении, то камера любезно вас попросит установить ее на f/22, в противном случае — используйте только мануальный режим, управлять диафрагмой из камеры при ее значении отличном от f/22 не получится. 

Удобство пользования Samyang 14/2.8 сопоставимо с другими неавтофокусными объективами. Это существенно снижает оперативность при съемке. В защиту объектива можно сказать, что при таком фокусном расстоянии "бесконечность" начинается с 2-3 метров, поэтому для данного объектива отсутствие ручной фокусировке не столь уж серьезный недостаток. Процесс фотографирования стандартен. В ручном режиме на полностью открытой диафрагме наводим объектив на резкость, закрываем диафрагму до требуемого значения, делаем снимок. Фокусироваться в полуавтоматическом режиме оказалось весьма несложно, при достижении нужного значения, в левом нижнем углу видоискателя Nikon D90 загорался зеленый кружок и надпись AE-L. Но могучая ГРИП "ширика" позволяет фокусироваться и безо всяких подтверждений на глаз.

Тестирование

 Для особо придирчивых сразу отмечу: снимки теста не имеют ничего общего с художественной фотографией, и их единственная цель - показать работу объектива. Снимки не подвергались пост-обработке.

Главная проблема и интерес данного теста, неразрывно связанная с широкоугольными объективами - дисторсия. Есть объективы, лучше справляющиеся с ней, есть – похуже. Samyang, считаю, достойно справляется с данной задачей и геометрические искажения не являются основной слабостью объектива. К тому же, геометрические искажения можно исправить при постобработке. Дисторсия у объектива весьма специфическая: если снимать сюжеты со строго прямыми линиями (например съемка архитектуры или интерьеров), они (линии) ближе к центру будут иметь так называемый Wave Effect, то есть волнообразную форму. На своих фотографиях я бы и не заметил этого недостатка, если бы не прочитал западные обзоры объектива. И как рецепт эффективной борьбы с дисторсией в кадре - старайтесь избегать множества прямых линий в кадре. 

Сравните уровень геометрических искажений  Samyang 14/2.8 и Sigma 18-50 f/2.8 на широком "конце":

Samyang 14/2.8

 Sigma 18-50 f/2.8, ФР 18 

Даже небольшой наклон камеры провоцирует перспективные искажения: 

Хотите получить относительно "ровные" линии на снимке — держите камеру ровно: 

По резкости результаты теста очень неплохи на полностью открытой диафрагме, на 5.6 и 11 объектив резок от края и до края. Нет, естественно, края серьезно отличаются от центра, но не настолько, чтобы безоговорочно хотелось их откропить. С уменьшением отверстия диафрагмы растет и резкость снимков. На f/4 результат заметно лучше, чем на 2.8, например. Оптимальным значением по результатам нашего теста является f/8 - f/11.

 

f/2.8

  

Фрагмент центральной части снимка на f/2.8

  

f/4

  

Фрагмент центральной части снимка на f/4

  

f/5.6

  

Фрагмент центральной части снимка на f/5.6

  

f/11

  

Фрагмент центральной части снимка на f/11

Еще один приятный сюрприз – объектив отлично справляется с хроматическими аберрациями. Широкоугольные объективы известны огрехами по контролю ХА. Samyang выступает на твердую 5-ку. И что самое приятное: самые мелкие ветки деревьев не съедаются аберрациями.



Была оценена работа в контровом свете. Неоднократно слышал жалобы на Samyang 14/2.8. Не соглашусь: то ли мне достался хороший экземпляр, то ли у меня требования занижены, но уровень защищенности от зайцев и переотражений я оцениваю на твердую 5-ку. Самьянг, благодаря своему многослойному просветлению, отлично «держит» свет в лоб и почти не бликует.

 Самьянг отлично «держит» свет в лоб 

Размытие фона («боке») - это не совсем явная характеристика для широкоугольного объектива. С моей точки зрения: даже на полностью открытой диафрагме этот эффект практически отсутствует. Именно с Самьянгом я ощутил на практике, что такое гиперфокальное расстояние, когда все объекты, находящиеся дальше полутора метров находятся в зоне ГРИП — фокусировочное кольцо в этом случае можно вообще не трогать.

f/2.8

f/4


Заключение

Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC — самый доступный на сегодняшний день сверхширокоугольник для зеркалки. Если у вас не хватает денег (а стоят "ширики" действительно дорого), то обратите внимание на этот объектив. Оптическое качество у него явно выше цены: достойная резкость, крайне низкий уровень хроматических аберраций, отличный контраст даже при контровом свете. Единственным неудобством может оказаться ручная фокусировка и ручная же установка диафрагмы. Но практика съемки показала, что с фокусировкой все оказывается намного проще, чем кажется: благодаря большой глубине резкости объектив прощает даже самые грубые промахи при наведении на резкость. Одним словом, Samyang 14mm f/2.8 — рекомендуемый нами объектив для пейзажных и интерьерных съемок, а также для творческой фотографии.

Плюсы Samyang 14/2.8 IF UMC 

  • Отличная резкость по центру, удовлетворительная резкость по краям кадра 
  • Низкие хроматические аберрации 
  • Хорошая работа в контровом свете
  • Качественные материалы и хороший конструктив
  • Внутренняя фокусировка и невращающаяся передняя линза
  • Отличное соотношение цена-качество

Минусы Samyang 14/2.8 IF UMC 

  • Отсутствие автофокуса 
  • Геометрические искажения, но не критичные
  • Невозможность использования стандартных фильтров 
  • Отсутствие фиксатора кольца фокусировки, что немного неудобно при постановке и снятии объектива

 



Читайте также:
Комментарии
avatar