10 советов начинающему фотографу

12.04.2015 5741 Советы по фотографии 0
Однажды я смотрел альбом одного юного фотолюбителя, который, судя по всему, очень гордился собранными там «произведениями». Чтобы не обидеть юношу, я вежливо посмотрел всё до конца, а потом спросил его, для кого он фотографирует. Он ответил: «Для себя». Я тогда спросил его: «А зачем ты мне всё это показываешь?» Он набрал воздуха, замер на миг, и... не ответил.

Каждый фотолюбитель, что бы он ни говорил, фотографирует не совсем для себя. Он это делает, тайно, или явно надеясь, что зритель посмотрит и скажет «Ах!!!». Беда же в том, что начинающий фотолюбитель, зачастую, не понимает, почему его фотографии неинтересны окружающим, а окружающие, чаще всего, этого не объясняют по многим причинам. Я тогда юноше тоже не объяснил, так как интуитивно почувствовал, что каждое мое слово будет воспринято, как оскорбление. Тогда я и решил написать небольшую памятку для начинающего фотографа, которую он, или она, сможет прочесть, не опасаясь, что его фотографический талант кто-то подвергает сомнению. Может, теперь он (а, вместе с ним, и многие другие) прочтет и поймет, как сделать, чтобы зрители смотрели их фотографии не только из вежливости.

Дело в том, что только единицы обладают врожденным чувством гармонии и, не задумываясь, строят кадр таким образом, что потом от фотографии невозможно оторвать глаз. Но даже они, не зная некоторых очень простых правил, не могут быть до конца уверены, что фотография получится именно так, как им бы хотелось. Остальным «нормальным людям» еще тяжелее – одни должны заботиться не только о техническом уровне своих фотографий (т.е. правильности экспозиции и резкости), но и о том, как расположены элементы композиции, как на них падает свет и, главное, что всё это значит.

Итак, вашему вниманию предоставляются десять простых правил, которые, при неукоснительном их соблюдении, гарантированно поднимут качество Ваших снимков на совершенно новый уровень.
 

 1. ПОДОЙДИ ПОБЛИЖЕ

Каждый раз, фотографируя, подойдите поближе и сделайте еще один кадр. Постарайтесь большую часть кадра занять объектом съемки. Не стесняйтесь, даже, если Вам кажется, что Вы уже близко, попытайтесь сделать еще шаг вперед, или увеличить фокусное расстояние объектива. Приблизив главный объект, Вы устраните отвлекающие элементы и поможете зрителю лучше понять и оценить Вашу фотографию. Концентрируя внимание на деталях, вместо того, чтобы пытаться сфотографировать общий план, вы с большей вероятностью создадите нечто необычное, или, даже, уникальное. Зачастую, фотография детали объекта оказывает гораздо более сильное эмоциональное воздействие на зрителя, чем обыкновенная фотография, так как заставляет зрителя «додумать» сцену самому.


 2. НЕ МЕДЛИ

Если объект съемки может улететь, убежать, прекратить улыбаться, или просто устать от ожидания того, как Вы нажмете на кнопку, фотографируйте немедленно, а потом постарайтесь сделать дубль, выбрав экспозицию и построив кадр правильнее. Даже если Вы не успеете снять второй кадр, и у останется технически не очень правильная фотография, то, в некоторых случаях, это лучше, чем никакая. В общем, сначала фотографируй, потом думай. Практикуйтесь фотографировать быстро, но без резких движений, поднимайте фотоаппарат к лицу плавно и нажимайте на кнопку затвора мягко, отпуская ее только после того, как затвор щелкнет.


3. ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ОТНОСИТЕСЬ К КОМПОЗИЦИИ

Даже если Вы не планируете продавать Ваши фотографии в галерее, или публиковать в журнале, старайтесь при съемке соблюдать основные правила композиции. Позиционируйте объект съемки сознательно, а не принимайте его положение в кадре, как должное. Зритель гораздо лучше воспринимает фотографию, в которой все визуальные элементы сбалансированы, и взгляд может идти по кадру, плавно переходя от одного элемента к другому, в конце концов, останавливаясь на главном объекте. Для начала:
 - Следите, чтобы горизонт был строго горизонтальным
 - Фотографируйте вертикально и горизонтально. Одна и та же сцена может выглядеть гораздо лучше при вертикальном расположении кадра, чем при горизонтальном, или наоборот.
 - Старайтесь помещать главный объект не в центре кадра, а согласно правилу Золотого Сечения.


4. БУДЬТЕ РАЗБОРЧИВЫ

Перед тем, как нажать кнопку затвора, подумайте о том, что Вас лично заинтересовало в сцене, и сконцентрируйте свои усилия на том, чтобы именно это оказалось самым заметным элементом композиции. Если возможно, старайтесь любые отвлекающие элементы из кадра исключить. Самый постой способ это сделать – это посмотреть на границы кадра и слегка подвинуть кадр, если что-то, например, дорожный знак, или телеграфный столб, или Ваш собственный палец «заглядывает» в объектив.

5. ФОКУСИРУЙТЕСЬ НА ОБЪЕКТЕ СЪЕМКИ

Одно из железных правил фотографии – объект съемки должен быть в фокусе. Это достигается в два этапа. Сначала определить, что в кадре должно быть резким, а что размытым, а потом воплотить это в жизнь. В большинстве автофокусных камер-«мыльниц» это достигается довольно просто – нужно поместить объект съемки в центр кадра, нажать кнопку затвора до половины, переместить объект согласно задуманной композиции и дожать кнопку. Большинство зеркальных фотоаппаратов работают так же, с той лишь разницей, что результат фокусировки сразу виден в видоискателе.


6. ФОТОГРАФИРУЙТЕ, КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Носите фотоаппарат всегда с собой. Никогда не оставляйте его дома и не жалейте пленки. Помните, что пленка гораздо дешевле, чем всё остальное в фотографии. Например, Вы потратили день на то, чтобы дойти до лесного водопада (я даже не говорю о том, сколько стоил билет на самолет). Так почему бы не сделать несколько лишних кадров – может, именно один из них окажется самым лучшим. Запомните, что, фотографируя групповой портрет, нужно сделать столько дублей, сколько людей в кадре – по крайней мере, один из них окажется удачным.


7. ВСТАВАЙТЕ РАНО, ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ ПОЗДНО

Самое интересное освещение бывает ранним утром и незадолго до и после заката. Это освещение гораздо мягче и «теплее». Косые тени придают сцене драматизм и глубину. Чаще всего, в это время улицы и площади безлюдны, а дикие животные, напротив, в это время более активны, чем днем.


8. ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНО КОНТРАСТНЫХ СЦЕН

Помните, что диапазон тональных градаций, который в состоянии запечатлеть объектив и пленка, намного уже, чем диапазон, в котором воспринимает человеческий глаз. Если Вы пытаетесь сфотографировать сцену, на которой присутствует небольшой темный объект на светлом фоне (или светлый на темном), пленка не сможет правильно зафиксировать такую сцену. И в том, и в другом случаях, детали на объекте съемки не проработаются. Чтобы решить эту проблему Вы можете:
 - приблизившись, изменить композицию таким образом, чтобы объект занял большую часть кадра, а чрезмерно светлый (или темный) участок остался за кадром.
 - Изменить экспозицию таким образом, чтобы она оказалась правильной именно для объекта съемки, а не для фона.


9. БУДЬТЕ ПРОЩЕ

Нет ничего предосудительного в желании иметь камеру, которая, по своим возможностям, не уступает боевому вертолету, но Вы достигнете наилучших результатов, разработав для себя максимально простую и удобную систему съемки, которая дает правильные результаты в большинстве случаев. Например, можно пользоваться режимом приоритета диафрагмы, в котором довольно легко управлять основными настройками фотоаппарата, не давая фотоаппарату управлять Вами, и не листать каждую минуту руководство пользователя на ста пятидесяти страницах, а держать его там, где ему положено быть, то есть, в сумке.


10. БУДЬТЕ СМЕЛЕЕ

Фотографируя, старайтесь не ограничиваться местами под табличкой «Место для фотографирования», а исследуйте дикие и заброшенные места. Если Вы идете по лесу, не забывайте, что самое интересное может быть в десяти шагах от тропинки. Не бойтесь подходить к людям и просить их «попозировать». Просто, заставляя себя немного рисковать, Вы скоро обнаружите, что Ваши фотографии становятся всё интереснее.
 
© Ираклий Шанидзе
 


Читайте также:
Комментарии
avatar