Выбор портретного объектива

03.12.2011 12023 Тематические статьи 49
Какой же объектив выбрать для портретной съемки?
 
Начнем с определения. Портретный объектив - средний телеобъектив, имеющий достаточно большую светосилу. Часть портретных объективов имеет особую конструкцию, позволяющую получать смягчение и другие эффекты. К портретным объективам принято относить объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы), имеющие фокусное расстояние от 50 до 200 мм. Если говорить о классических портретниках здесь фокусное расстояние еще уже: от 70 до 180 мм.

Давайте разберемся, почему именно так.
 


Перспектива и пропорции:

Перспектива зависит только от вашей позиции. Это не имеет ничего общего с вашим объективом.

Короткофокусные или длиннофокусные линзы не меняют точки зрения, они просто делают кадрирование плотнее или свободнее.

Различные линзы требуют приближения или удаления для получения нужного кадрирования , но это изменение позиции, которая изменяет перспективу, а не линзы.

Если вы хотите получить плотное кадрирование снимка головы (хедшот), используя объектив 50 мм, то вам нужно сделать это с слишком близкого расстояния, что делает его плохим выбором для хедшотов, поскольку он искажает пропорции носа и ушей.

Расстояние до объекта съемки:

Наш мозг воспринимает черты лица людей, как они есть, с расстояния около 5 метров. В случае распознавания лица, когда наши глаза видят знакомое лицо, это заставляет наш мозг восстановить образ из тех особенностей, которые он обработал при их появлении на расстоянии примерно 5 метров.

Если мы видим кого-то с меньшего расстояния, мы не видим искажения пропорций, в отличии от камеры, так как наш мозг воспринимает и восстанавливает пропорции исходя из того, что он запомнил увидев их с 5 метров. Поэтому для достижения реалистичных пропорций при съемке людей, необходимо находится от них на расстоянии примерно 5 метров.

Так какой же объектив будет оптимальным для портретной съемки?

Это зависит от того, как вы снимаете человека. Если вы хотите получить ростовой портрет стоящего человека, вы можете использовать объективы с фокусным расстоянием 50-70мм. Сидящего человека объективами 70-105mm.

Если вы хотите крупно-плановый портрет, до груди, то идеально подойдут 200 – 300 мм объективы, по крайней мере, если вы хотите снимать с комфортного расстояния от модели.
 
Постоянное фокусное расстояние дает ряд преимуществ, которые существенны для портретных объективов:
  • Фиксы обычно имеют небольшое количество линз. Вообще количество линз, в хороших объективах стремятся свести к минимуму и добавляют новые только в случае крайней необходимости, если без этого нельзя добиться заданных качественных характеристик объектива. Каждая лишняя отдельная линза – это лишние потери на границах воздух-стекло, стекло-воздух и в самом стекле.
  • У объективов с постоянным фокусным расстоянием, как правило, бОльшая светосила, что хорошо сказывается на пластичности и объеме картинки, а также рисунке зон нерезкости (Боке).

Справедливости ради, следует сказать, что есть и зум-объективы, которые можно с успехом применять для портретной съемки, например, многие вариации зум-объектива с фокусным расстоянием 70-200мм. Но они все равно проигрывают фиксам по качественным характеристикам, прежде всего, по светосиле и характеру рисунка боке.


Боке:

Фон очень важен в портретах. Обычно вы хотите, чтобы он был не в фокусе и размыт.

Большие отверстия, такие как 2,8 или 2 прекрасно с этим справляются. Именно поэтому фотографы используют светосильные объективы с минимальным значением диафрагмы от f/1.2 до f/2.8.

Объектив с недостаточным размытием фона может сохранить на нем отвлекающие от портрета детали, даже если они совершенно не в фокусе!
 
Пластика и объем картинки

У хорошего портретного объектива есть достаточная резкость для выделения сюжетно-важных областей (глаза, ресницы, волосы, брови), но в то же время присутствуют мягкость и пластичность, плавность тональных переходов. При всем при этом изображение выглядит очень объемным.
 
Контраст для портретов, как правило, предпочтительнее средний, или ниже среднего. Кожа смягчается легким оптическим размытием, дефекты кожи сглаживаются. Для этого в конструкцию объектива могут вносить линзу с дополнительным рассеиванием.

Часто эффект усиливается с помощью специальных диффузионных светофильтров или самодельных приспособлений (съемка через капроновый чулок, съемка через светофильтр с нанесенным на него тонким слоем вазелина и т.д.).

Удачной  вам съемки портретов! И помните: хороший объектив - лишь инструмент, который, при правильном выборе, может значительно улучшить восприятие фотографии зрителем, но не более того! Придумать сюжет, правильно выбрать модель, продумать световое и цветовое решение снимка, выстроить композицию, поймать нужную эмоцию и т.п. за вас он никак не сможет ;)
 

Читайте также:
Комментарии
1 gerus  
А что скажете про объектив Canon EF 17-40mm f/4.0 L USM ? biggrin

Хотя постой, наверное как всегда - калозум biggrin

2 Heavyc  
Хороший штатный объектив. Где тут кал и какой уж тут зум? Т.е. зум то есть, но не безбожный же smile

3 gerus  
Т.е. это, согласно статьи, тот же 35-й только плюс-минус ?
А как же светосила ?

4 Heavyc  
Объектив - это не только светосила. Но и качество работы. Че ты мне мозг выносишь, ведь знаешь. smile

5 gerus  
Да я чё? я просто анализирую. А чего тогда от него обалденные портреты получаются то?? wacko по натуре 35-к, светосила - хрень, а портреты - Леонардо отдыхает.

6 Heavyc  
Л-серия, что еще добавить... Оптика классная, да и светосила - мы привыкли судить по дырке, а она вообще то техническая характеристика набора линз, говорящая о степени ослабления светового потока. Это как раз тот случай, наверное, когда оптика работает, а значение f/ - не показатель... ИМХО

7 gerus  
Ааааа, понятно. А чево тогда четверку нарисовали ? раз не работает могли вообще ничего не рисовать.

Ладно, всё, молчу, а то еще за банишь на пару дней biggrin

8 Heavyc  
4ка - это как раз и говорит о дырке, но некорректно на Л-серии судить по ней о светосиле. Посмотри, особенно телевики 400 типа, так ваще f/4.5, а в описании - "светосильный"

9 gerus  
Так то ж телевик. Конечно светосильный для 400-го.

10 Heavyc  
Тут моих знаний не хватает, чтобы абсолютно объективно разобраться... Все дело в качестве стекла линз, напылении и т.п., что ослабляет поток света при прохождении через линзу - мне так кажется, но могу и ошибаться

11 gerus  
А ЧТО ОСТАЛЬНЫЕ ??? ВСЕ ВСЁ ЗНАЮТ ???

Нормально фоткаем заваливающиеся здания и людей на всей глубине резкости и выставляем это всё на показ в фотогалерею ?

Братець, что там твой Тамрон ? Хоть расскажи какие очучения ?

12 Heavyc  
Щас новость о новом Тамроне добавлю, перевожу smile Правда, это зум и для тёти Сони NEX cool

49 brother  
Нормально все, что соскучились?, разница есть канечно по сравнению с китом, светлее намного, портрет на 50 можно снимать, ну конечно с фиксой не сравнить то тоже неплохо о приобретении не жалею

13 tvy  
У меня знакомые, маньяки Кенона, у них много обьективов скопилось. И они как то все протестировали. Все руки не дойдут до них, чтоб картинки взять. Их вердикт, что штатники и другие, которые поливают грязью на форумах- все фигня. Качество у всех примерно одинаково, только один , кажется Тамрон кажется 19-250 9точно не помню, но за 200, давал искажения по краям, но умеючи все это уберается в редакторе.
Если фото делать обычные, не более А4 формата, то аберации вообще не видно, но если полный кадр просматривать, например одинокую стоящюю березу, то видно. Но при печатании фотки это не увидишь. Тока при увелечении.
А на счет светосилы, говорят что палка о двух концах. На большой дырке снимать умеючи надо. Большой опыт, чтоб с ГРИП-ом не промахиваться

14 tvy  
Прочитал, нашел ошибки орфографические, не критикуйте

15 Heavyc  
Ошибки - не страшно... Хуже, что ты у Р500 оптику сменил... cool

17 tvy  
Запарился, бродил по инету, все думаю, зеркалку купить, вот и зациклило на сменном.

18 Heavyc  
Чего там циклится - выбрал по параметрам и цене, и все дела wink

16 tvy  
ой, точно, ошибся, там не сменный, а ручные настройки есть. Щас исправлю, если ты не исправил

19 gerus  
ГРИП - это тоже палка о двух концах. И плохо когда резкость по всему кадру на всю глубину растягивается. Особенно когда фоткаешь на фоне мусорных баков, сараев и городских руин.

20 tvy  
у меня знакомый ездил в ПАриж, так вот какая беда. Фоткал он жену на фоне Эф.Башни, она в фокусе, башня нет (сенон 60), а она его фоткала мыльницей, и он в фокусе и башня. Вроде все по науке делал, а впечатление такое, что мыльницей приятнее кадр получился.

21 Heavyc  
Дык мыльница и дает резкость по всей глубине кадра, а норм стекло в зеркалке - фон моет. Надо было ему дырку зажимать в приорирете диафрагмы, а не в авто шлёпать кадры

22 tvy  
он и зажимал, но башня сильно большая и видимо далеко. он такие тонкости знает

23 Heavyc  
Если зажимал до дури аж на 22 - и получил такой эффект smile Это тоже знать надо

24 Heavyc  
Давай кадр в студию и EXIF

25 tvy  
не, он знает, что при малой дырки уже волновой характер света влияет, дифракция на краях диафрагмы

26 Heavyc  
Стекло какое было?

27 tvy  
вот это не знаю. Но не крутой конечно. Скорее всего китовый, с фотиком брал, по акции, с двумя стеклами. Сенон 50, а не 60, я ошибся. но это почти тоже самое, только видео нет

29 Heavyc  
Если по акции с двумя - то кит + бюджетный телевик типа 55-200 - то как раз 100-пудово фон и моет. Кит точно не скажу как отработал, он не предсказуем

28 tvy  
я с некоторыми людьми разговаривал, показывал фотки с размытым фоном (в фотошопе), у меня тоже мыльница, так вот говорят, а что так плохо снял, фона совсем нету. Бывает трудно обьяснить что к чему

30 Heavyc  
Для фоток типа "Я и пирамиды" размытый фон - просто ужас, брак. Для нормального портрета - закон и объективная необходимость cool

31 tvy  
это точно. помнишь, ты мою фотку правил, дочка на нем, так вот многие не оценили, пока не расказал что и как

32 Heavyc  
Малевича тоже не оценишь, пока не втолкуют - что и как biggrin biggrin biggrin

1 2 »
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход