Осень. Фотографируем грибы
В детстве у меня было неоднозначное отношение к грибам: я их и любил и ненавидел одновременно.
Всё началось на ферме моей бабушки, когда в прохладные осенние дни мы ходили по грибы. Мы «охотились» на них в тёмных сырых местах и поражались разнообразию цветов, размеров и форм, которые они могли принимать – эти неестественные создания выглядели как будто из космоса.
Бабушка научила нас отличать съедобные грибы от тех, которые лучше не трогать, и потом мы возвращались на кухню с полным ведром грибов, которые потом мыли, очищали и проваривали. Это была часть отношений с грибами, когда я их ненавидел. Я до сих пор помню запах исходящий из кастрюли для варки грибов, и попытки бабушки заставить меня съесть хотя бы один гриб. Спасибо, но это не моё.
Моя любовь к «охоте» за грибами (как за съедобными, так и ядовитыми) всё ещё живёт во мне, хотя мои вкусовые предпочтения не особо изменились с детства – тем более, что я охочусь не для того, чтобы потом есть грибы, я охочусь, чтобы их фотографировать.
Эти инопланетные создания, которые мы привыкли собирать и чистить, ныне считаются ярким и популярным предметом для съёмок. Разнообразие форм, цветов и размеров дают фотографам широкое поле для реализации своих способностей.
Где же их найти?
У бабушки мы учились определять, где прячутся грибы. Грибы – как некая тайна, предпочитающая влагу и места, в которые Вы бы предпочли не попадать (на ферме это обычно было рядом с выгребной ямой). В лесу их следует искать у подножия деревьев и пней, под листьями и в хвойном подлеске.
Подчистите гриб перед съёмкой.
Грибы, как правило, произрастают из земли, и в результате наполовину могут быть покрыты почвой, какой-то растительностью и прочей ерундой. Как бы Вам ни нравился такой природный вид, всё же лучше очистить гриб перед тем, как снимать его. Уберите всё ненужное и закрывающее вид гриба и не забудьте о переднем и заднем плане. Помните, что при этом всём нужно оставаться «экологически безвредным фотографом», лучше всё же найти способ сфотографировать гриб таким, как Вы его нашли.
Возможно, самые эффективный способ войти в мир грибов и отобразить их сущность на фотографии – присесть как можно ниже. Так, Вы сможете разглядеть текстуру, очертания и цвета не только шапки гриба, но и внутренней части. Вы сможете увидеть и ножку гриба, снять гриб насыщеннее и в разных измерениях. Конечно же, большую часть съёмок Вы проведёте лёжа на земле и испачкаетесь… А кто сказал, что будет легко?
Подберитесь поближе.
Чтобы полностью влиться в процесс съёмок грибов, подберитесь к ним, как можно ближе и используйте заполненное кадрирование.
Это значит, что нужно либо переключиться в режим макросъёмки или же, если у вас есть камера со сменной оптикой, подключите макро-линзу или специальную насадку на линзу.
Освещение.
Одним из вызовов, с которым Вы столкнётесь во время съёмок – скудное освещение, поскольку самая интересная часть гриба, которую и хочется поснимать больше всего, всегда будет более затемнена в отличие от верхушки. Освещение внутренней части гриба может оказаться сложной, но, в то же время, интересной задачей. Вот несколько техник, которые стоит для этого использовать:
Вспышка – первый вариант, который в состоянии реализовать практически любой фотоаппарат. Если Вы можете регулировать мощность вспышки, Вам, несомненно, захочется поэкспериментировать с возможностями этой функции, поскольку существует вероятность предотвратить засветку отдельных частей гриба.
Отражатель.
Последний раз, когда я ходил «охотиться» на грибы, я брал с собой именно его и пытался отразить доступный солнечный свет на нижнюю часть грибов. Как оказалось, это работает (хотя, поскольку я был один, это напоминало акробатические элементы в цирке).
Укрепление фотоаппарата.
Из-за сумеречных мест, в которых в основном находятся грибы, придётся часто снимать на длинной выдержке, что значит, что нужно найти способ укрепить фотоаппарат и предотвратить его незапланированное движение. Некоторые штативы позволяют поместить фотоаппарат на минимальной высоте от земли с помощью широкого раздвижения опор штатива, но существует также альтернатива в виде стабилизирующих подушек. Не забывайте также про удалённый спуск затвора, который сможет обеспечить максимальную неподвижность при съёмке.
Длинная выдержка.
Если Вы пытаетесь побороть низкий уровень освещения, не бойтесь увеличивать выдержку фотообъектива. Красота грибов заключается именно в их неподвижности и если Вы предусмотрели крепление фотоаппарата с помощью штатива, подушки и удалённой кнопки спуска, Вы спокойно можете увеличивать выдержку на столько, на сколько вам потребуется.
Низкая глубина резкости.
Грибы обычно растут в таких местах, где существует достаточное количество хвои или же другой растительности, в которой им комфортно. Один из вариантов избавить их от таких лишних заднего и переднего планов – использовать мелкую глубину резкости используя большую диафрагму, которая отбросит задний план из фокуса. Иногда очень полезно и уместно показывать все составляющие гриба, если он, конечно, растёт в удачной местности – это тот случай, когда Вы можете использовать меньшую диафрагму