Глоссарий русскоязычных фототерминов



Как часто бывают случаи, когда, будучи новичком в фотографии, на форумах фотографов или просто при общении с ними сталкиваешься с непонятными фразами, словами, о значении которых и спросить неловко.


Чтобы избежать подобных ситуаций, представляем вам словарь фототерминов, который будет постоянно пополняться. Если вы встретили незнакомый термин или непонятное слово о фотографии, значения которого не знаете или стесняетесь спросить, отправьте нам запрос через форму обратной связи – мы все разъясним и добавим это словечко в наш словарь для пользы будущих поколений фотолюбителей и начинающих фотографов.



А

Автофокус (англ.: Autofocus, AF)  - система цифровых камер для наведения на резкость. 

Автоматическая экспозиционная вилка (англ.: AEB — Auto Exposure Bracketing) - режим, позволяющий сделать серию снимков с определенным шагом экспозиции. Один снимок делается с нормальной экспозицией, один или несколько с недодержкой и один или несколько с передержкой. Величина недодержки или передержки определяется установками камеры. Например: задав серию из 3 снимков с шагом в одну ступень, вы получите один снимок с нормальной (установленной вами или по экспонометру камеры) экспозицией, один недодержанный и один передержанный на ступень снимки.

Аподизация — действие над оптической системой, приводящее к изменению распределения интенсивности в дифракционном изображении светящейся точки. В переводе на более понятный широкому кругу любителей фотографии язык это означает, что объектив позволяет управлять размытием объектов вне зоны резко изображаемого пространства с помощью встроенного фильтра.




Б

Байонет — тип соединения объектива и корпуса фотоаппарата. 

Баланс белого (англ.: White Balance, WB) - современные цифровые камеры снабжены системами автоматической регулировки цветового баланса, пытаясь компенсировать отличие освещения, при котором производится съемка, от "стандартных" естественных уличных условий. Если Вас не устраивает оттенки получаемых снимков при работе автоматики, то зачастую камеры предлагают набор предварительно установленных настроек, например "лампы накаливания", "флуоресцентные лампы" нескольких типов, "вспышка", "солнце" и т.д. Обычно таких вариантов предлагается от 4-х у простых "цифромыльниц" до 8 у профессиональных и полупрофессиональных систем. Часто в камерах предусматривается "ручной" режим, при котором параметр выставляет при фотографировании белого листа. У профессиональных камер также встречается возможность установки баланса белого непосредственно в градусах Кельвина. 


Башмак — см.  Горячий башмак


Бленда (англ.: Hood) - приспособление в виде цилиндра, усеченного конуса, «цветка» и т.д. из пластмассы или металла, с черной матовой внутренней поверхностью, надеваемое при съемке на объектив. Препятствует попаданию в объектив световых лучей не участвующих в образовании изображения, тем самым, предотвращая появление бликов.

Блюминг (англ.: Blooming)

Возникновение цветной каймы между очень светлыми и тёмными участками изображения, снятого цифровой фотокамерой. Возникает вследствии перетекания заряда с пикселя сенсора, получившего избыточную часть световой энергии, на соседние пиксели.


Блюр — размытие искусственным путем, при помощи постобработки в графическом редакторе или программно в камере.

Боди (англ.: body) — корпус фотоаппарата (тело)

Боке (от фр. — Bokeh, с яп. — «размытость», «нечёткость») — термин, описывающий характерное размытие части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. 

Бочка — один из видов геометрической искажения, раздувание, закругление прямых линий ближе к краю. Обычно это хорошо заметно на широкоугольных объективах.



В


Ведущее число вспышки (англ.: GN Guide Number) - максимальное расстояние (в метрах или футах), на котором вспышка может осветить объект для правильной экспозиции, при диафрагме f/1 и ISO 100. Например: вспышка с ведущим числом 56, при съемке при ISO 100 и диафрагме f/5.6 правильно осветит объект, находящийся на расстоянии 10 м, при съемке на  ISO 400 – 20 м. Общая формула связывающая ведущее число с диафрагмой и расстоянием: расстояние = В.Ч. / Диафрагменное число, для ISO 100. 

Вилка — (эксповилка, брекетинг) см.  Автоматическая экспозиционная вилка


Виньетирование (англ.: Vignetting) - затенение краев изображения. Обычно, возникает при использовании фильтров с широкоугольными объективами.


Высокий ключ (англ.: High Key) - специфические изобразительные приемы, приводящие к нежным по градации, почти воздушным и мягким снимкам, которые почти целиком состоят из «белого» с очень светлыми серыми тонами.




Г


Гиперфокальное расстояние (англ.: Hyperfocal Distance) - минимальное расстояние от объектива до такой плоскости в пространстве предметов, при фокусировке на которую, задняя граница резко изображаемого пространства находится в бесконечности.

Гистограмма (англ.: Histogram) - график распределения тонов на изображении. На горизонтальной оси отображается шкала яркостей тонов от белого до черного, на вертикальной число пикселей заданной яркости на изображении. Гистограмма позволяет более точно установить экспозицию.

Глубина резкости, Глубина Резкоизображаемого Пространства, ГРИП (англ.: Depth of Field) - пространство перед и позади объекта съемки (на который производилась фокусировка) изображаемое резко. Расстояние между передним резким планом и резким задним планом называется глубиной резкости. Глубину резкости можно регулировать при помощи диафрагмы. Чем меньше значение диафрагмы, тем меньше глубина резкости. 


Горячий башмак (англ.: Hot Shoe) - контактное устройство для подключения электронной фотовспышки к фотоаппарату.



Д


Динамический диапазон - это разница между самыми светлыми и самыми темными областями изображения. Если сюжет изобилует очень яркими зонами и контрастными тенями, это может стать проблемой для некоторых цифровых камер. Некоторые фотолюбители недолюбливают цифровые камеры за меньший, чем у пленки, динамический диапазон. Одна из попыток решить эту проблему была предпринята Fujifilm, которая изготовила матрицу SuperCCD SR, где на месте одного "логического" пикселя, находятся два физических фотоэлемента. Дополнительный как раз и отвечает за расширение динамического диапазона в области светлых тонов. 


Дисторсия - это аберрация оптических систем, при которой линейное увеличение изменяется по полю зрения. При этом нарушается подобие между объектом и его изображением. Исправляется подбором линз и других элементов оптической системы при её разработке. 


Контровое освещение - возникает, если объект съемки освещен сзади, например если он находится на фоне освещенного окна или за спиной у снимаемого объекта солнце. Если не выдержать правильную экспозицию снимка, то на нем будет виден только силуэт, на ярком фоне. Самое простое решение этой проблемы - использовать "заполняющий" (Fill-in) режим вспышку. Либо воспользоваться точечным замером экспозиции, если таковой имеется у Вас в камере. Но воспользоваться вспышкой правильнее, так как и нужный Вам объект получиться и фон не станет пересвеченным. 



Л


Ли́нза Френе́ля — сложная составная линза. Состоит не из цельного шлифованного куска стекла со сферической или иными поверхностями (как обычные линзы), а из отдельных, примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Предложена Огюстеном Френелем.

Эта конструкция обеспечивает малую толщину (а следовательно, и вес) линзе Френеля. Сечения колец у линзы строятся таким образом, что сферическая аберрация линзы Френеля невелика, лучи от точечного источника, помещённого в фокусе линзы, после преломления в кольцах выходят практически параллельным пучком (в кольцевых линзах Френеля).

Поперечное сечение: (1) линзы Френеля; (2) обычной линзы



М


Мира - тестовое изображение, которое фотографируют для определения свойств оптической системы фотоаппарата. Эти снимки позволяют:

- оценить резкость изображения в центре и на углах - очень актуально для дешевых камер, в которых изображение в углах зачастую нерезкое; 
- оценить разрешающую способность оптической системы;
- оценить хроматические аберрации.


В каталоге для некоторых камер есть такие тестовые снимки, рядом с которыми указан размер. Для определения "верности" передачи цветов также есть тестовые снимки. 



О


Оптический зум  - это отношение максимального фокусного расстояния объектива к минимальному. Зум позволяет приближать и удалять объекты съемки, снимать крупный план и панораму одним объективом. Как правило зум-объективы управляются электромотором, что не всегда удобно и оперативно. Объективы профессиональных камер и некоторых "псевдозеркалок" снабжены "старомодным", но очень удобным механическим кольцом. 


Оптический низкочастотный фильтр (иногда называют сглаживающим) - встроен во многие цифровые фотокамеры и располагается непосредственно перед матрицей. Главная задача оптического низкочастотного фильтра — удаление высокочастотных составляющих изображения, позволяющее смягчить муар и искажение цветов, которые вызываются высокочастотными волнами в изображениях. Оптический низкочастотный фильтр обычно состоит из двух двоякопреломляющих пластинок и волновой пластинки. Свет разделяется при прохождении через двоякопреломляющие пластинки на матрицу, как показано ниже. Кроме того, для лучшего воспроизведения цвета используются инфракрасное и антибликовое покрытия, а также стекло, поглощающее инфракрасные лучи.



Цифровые фотокамеры без оптического низкочастотного фильтра позволяют записывать высокочастотные составляющие изображения, что повышает его резкость. При этом муар и искажение цветов могут быть заметны в зависимости от объекта и условий съемки. Поскольку в цифровые фотокамеры устанавливаются матрицы со все более высоким разрешением, в таких матрицах количество пикселей больше, а шаг между пикселями меньше, что позволяет смягчить муар и искажение цветов на изображениях. Благодаря этому эффекту смягчения можно не использовать оптический низкочастотный фильтр в фотокамерах с высоким разрешением, чтобы получить изображения с большей резкостью.



П


ПЗС-матрица (CCD) - представляет собой светочувствительное устройство, которое записывает изображение. Это устройство состоит из миллионов светочувствительных - пикселов. Размер матрицы измеряется в мегаписелах (МП).  


Прошивка — это программное обеспечение для управления аппаратной частью камеры.



К


КМОП-матрица (CMOS) - эта матрица, сделанная по другой технологии, отличается потенциально более высоким качеством изображения. Пока данные матрицы применяются, в основном, в зеркальных цифровых камерах. В последнее время этот тип матриц применяется и в компактных камерах, вытестив ПЗС-матрицы.



П


Просьюмерка (англ.: Prosumer) - компактная фотокамера для «продвинутых» любителей. Обычно имеет некоторые профессиональные возможности, но при этом имеют цену, сопоставимую с продукцией для любителей.


Профессиональная фотокамера - это, как правило, пыле-влагозащищенная камера с большим сенсором и сменной оптикой, большим количеством ручных настроек, управление которыми вынесено в виде различных органов управления, кнопок, экранов на корпус камеры, которой изготовлен из прочных (чаще - титановых) материалов. Профессиональные камеры отличают так же малое время готовности камеры к съемке, большое количество кадров, которое камера может снимать при серийной съемке, быстрый и "цепкий" автофокус, мощный процессор (или несколько процессоров) для обработки  снятых изображений. Камеры приспособлены к работе в сложных условиях освещенности, с различными аксессуарами.


Полупрофессиональная камера - таких не существует! Маркетинговое название любительских камер, рассчитанных на опытных ("продвинутых") фотографов, и не обладающих (либо частично обладающих) характеристиками профессиональной камеры.



Р


Репетир (репитир, репетитор, репитер) — функция позволяющая закрыть диафрагму до установленного значения (по умолчанию, для наводки на объект она полностью открыта), с целью определить глубину резкости перед съемкой



С


Софтбокс — насадка на источник света (вспышка, лампа), которая позволяет регулировать ширину и силу светового потока.


Системная фотокамера - беззеркальный фотоаппарат со сменной оптикой



Ф

Флешметр — прибор, предназначенный для определения экспозиции при фото- и киносъемке путем замеров падающего и отраженного света от постоянных и импульсных источников. Также используется для определения контраста освещения.




Ц


Циклорама - это каркасная фоновая конструкция в фотостудии, у которой плавный переход между горизонтальной и вертикальной плоскостями. Чаще всего циклорамы белые.


Цифрозадник — устройства, содержащие светочувствительную матрицу, процессор, память и интерфейс с компьютером. Цифровой задник устанавливают на профессиональные среднеформатные фотоаппараты вместо кассет с плёнкой


Цифровой зум  - данная функция фактически позволяет записать не весь кадр, а только его центральную часть, в результате чего создается иллюзия, что снимок сделан с большим увеличением. Ощутимая польза от данной функции - экономия места на карте памяти. При этом существенно ухудшается качество снятого изображения.



Х


Хроматическая аберрация  - погрешность объектива, вследствие которой лучи различной длины волны пересекают оптическую ось системы в точках, расположенных на разном расстоянии от оптической оси системы. Хроматическая аберрация свойственна объективам дешевых камер и появляется в виде интерференционных полос или, что чаще, цветных окантовок вокруг объекта. Качество оптической системы позволяет определить съемка тестовых картинок. 




Ш


Шум — дефект изображения, появляющийся в неблагоприятных условиях съемки (большие ISO, долгая выдержка)




Э


Электронного затвор - это электронная схема, которая в течении определенного времени (выдержки) подает напряжение на матрицу, при этом все остальное время — матрица обесточена. В зависимости от метода считывания информации с CMOS-матрицы, выделяют два вида электронных затворов: кадровый затвор (Global Shutter, глобальный затвор, технология общего/глобального экспонирования) и скользящий затвор (Rolling Shutter, технология построчного экспонирования). При кадровом затворе изображение формируется мгновенно, точно так, как и при фотографировании, т.е. все пиксели матрицы, отведенные для работы, передают информацию одновременно. Время работы сенсора равно выдержке, которая устанавливается в фотоаппарате заранее. При скользящем затворе конечное изображение строиться не мгновенным считыванием информации с матрицы, а последовательным ее сканированием. Т.е. информация с сенсора передается не вся сразу, а построчно — сверху вниз, при этом затвор как бы скользит по кадру. Опять же, понятие затвора здесь условно и не имеет никакого отношения к механической реализации. 

Упрощенно работу электронных затворов можно представить следующим образом:


Эксповилка (bracketing)  - это съемка серии кадров с разной экспозицией. Это увеличивает шанс получить идеально экспонированный снимок. Выполняется либо со штатива, либо специальным режимом камеры. В случае, когда эксповилку делает сама камера, происходит автоматическая съемка трех или пяти кадров с разной экспозицией. Первый кадр, как правило, делается с экспозицией, которую система экспозамера камеры считает идеальной. Остальные делаются недоэкспонированными и переэкспонированными с заданным фотографом шагом. Из полученных кадров выбирается идеальный уже с точки зрения фотографа, а не камеры. Некоторые фотографы используют возможности такой съемки, для расширения динамического диапазона, комбинируя снимки в редакторе. 


Экспозамер  - это система замера световых показателей объекта съемки - экспозиции. Экспозамер бывает средневзвешенный, точечный, матричный, многоточечный и т.д. 


Экспозиция  - комбинация параметров "диафрагма/выдержка" при фотосъемке. Если снимок получился слишком темным - он "недодержан", если слишком светлым - "передержан". 


ЭФР - эквивалентное фокусное расстояние, виртуальная характеристика объектива, служащая исключительно целям сравнения — фокусное расстояние объектива, рассчитанного на кадр 24x36 мм (фотоплёнка типа 135, «полнокадровая» цифровая матрица, Кроп-фактор=1), с углом зрения, равным углу зрения исследуемого объектива на фотоаппарате с кроп-фактором.


Эффективные пиксели  - разрешение матрицы, учитывающее пикселы, не участвующие в создании изображения. Некоторые из них закрашены черным цветом для того, чтобы создать правильный цветовой баланс, в то время как другие расположены так, что на них совсем не попадает свет из объектива.