ГОИ Гелиос 75mm f/1.35 – история единственного прототипа длиною в 80 лет
Сегодня в рамках цикла статей о редкой оптике мы хотим рассказать о единственном в своем роде объективе, созданном почти 80 лет назад и чудом сохранившемся до наших дней - ГОИ Гелиос 75mm f/1.35. А поможет нам с этом владелец это объектива и автор тестовых фотографий Чесноков Александр.
Первые «Гелиосы» были рассчитаны Государственным оптическим институтом (ГОИ) имени С. И. Вавилова в 1937 году для нужд быстроразвивающейся в то время киноиндустрии, т.е. не имели отношения ко всем последующим фотообъективам «Гелиос». Информация о них содержится в альбоме ГОИ 1963 года. Это были объективы «Гелиос-1», «Гелиос-2» и «Гелиос-3» со светосилой f/2.0 и фокусным расстоянием 50, 75 и 100 мм, соответственно. Однако в нем же есть информация о трех киносъемочных «Гелиосах» 1939 года, обладающих значительно большей светосилой f/1.35 и фокусным расстояниям 50, 75 и 100 мм. В картах этих объективов около типа «Киносъемочный» присутствует специальный знак – *. Он означает, что возможность использования этих сверхсветосильных объективов была ограничена, и они не были переданы в дальнейшее мелкосерийное производство.
Герой нашего рассказа «Гелиос» 75mm f/1.35 – один из четырех объективов со светосилой 1.35. Является опытным образцом и выпущен в единственном экземпляре, из-за чего представляет огромную историческую и коллекционную ценность. Оптическая схема ГОИ Гелиос 75 мм 1.35 включает 6 элементов в 4 группах. Это классический Планар, рассчитанный Паулем Рудольфом (нем. Paul Rudolph) для Carl Zeiss Jena и запатентованный в 1897 году.
Подобный ему кинообъектив был создан в СССР только спустя 50 лет в ЛОМО и назван ОКС14-75-1М 75 мм 1.4. До 2018 года отсутствуют факты, подтверждающие реальное существования ранних киносъемочных «Гелиосов» - многие объективы из альбома ГОИ остались только в виде рассчитанных оптических схем, ровно как нет и свидетельств о сохранившихся до нашего времени экземплярах. Этот объектив находился и был обнаружен Александром в г. Казань (ГОИ был эвакуирован в г. Йошкар-Ола в 1941 г. на площадку оптического цеха завода №297 и в дальнейшем - в Казань, на КОМЗ; прим. редакции).
Найти такой опытный образец, выпущенный в единственном экземпляре, дошедший до наших дней, почти в идеальном состоянии можно считать невероятным стечением обстоятельств и огромной удачей. Даже более известные раритетные фотообъективы Мир-46 35mm f/1.4, Рекорд-4 52mm f/0.9 или Эра-18 50mm f/1.2, иногда называемые «мифическими» из-за чрезвычайной редкости, были выпущены мелкосерийно в 70-80-х количеством несколько экземпляров (от 5 до 10 шт.), и даже при этом цена каждого экземпляра составляет очень значительную сумму.
«Гелиос» 75mm f/1.35 довольно большой и тяжелый. Диаметр передней и задней части 63 и 43 мм. Вес объектива 550 грамм, а вместе с геликоидом – около 1 килограмма. Диафрагма имеет идеально круглую форму за счет наличия 16 лепестков. Корпус имеет некоторые следы эксплуатации, однако оптика находится практически в идеальном состоянии.
Из органов управления имеется только кольцо управления диафрагмой со значениями от 1.35 до 22.
Линзы не имеют какого-либо просветляющего покрытия, выполнены из оптического стекла. В целях защиты передней линзы был использован специальный светофильтр, несмотря на отсутствие резьбы под него.
При взгляде на просвет можно обратить внимание на натуральную цветопередачу без посторонних искажений цвета.
Важным является то, что «Гелиос» 75mm f/1.35 может не только храниться в качестве антиквариата, но и быть использован для съемки на современных камерах. Этому способствуют большой задний фокальный отрезок 46 мм и круг покрытия около 75 мм. Являясь прототипом, объектив выполнен в виде линзоблока без собственного геликоида для фокусировки и крепления к камере.
Поэтому для его установки на полнокадровый фотоаппарат был изготовлен геликоид из нержавеющей стали с байонетом EF.
Первые же кары показали, что наилучшим образом объектив подойдет именно для неспешной художественной портретной фотосъемки, где зачастую важны такие понятия как «рисунок» и «боке». У киносъемочного «Гелиоса» они проявляются в полной мере, особенно при съемке на полностью открытой диафрагме. Рисунок – дело вкуса, поэтому, посмотрев примеры фотографий, каждый сам может сделать выводы об оптической и художественной составляющей данного объектива: