Фотография с нуля • Урок №7. Экипировка фотографа. Аксессуары

  42056 Фотография с нуля 0
В этом уроке вы узнаете: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее? 

В этом небольшом и достаточно легком уроке я изложил только самые основы, не вдаваясь особо в детали. Каждый из разделов этого урока легко детализировать до отдельной темы. Собственно, некоторые и будут рассмотрены в следующем курсе для тех, кто захочет дальше углублять свои знания в фотографии. 

Что обязательно

  • фотоаппарат :) 
  • поляризационный и УФ-светофильтр
  • фотосумка
  • внешняя вспышка
  • средства для чистки объектива
  • карта памяти
  • аккумуляторы и зарядное устройство (если не входят в комплект камеры и для внешней фотовспышки)
Светофильтр УФ крайне желателен, почти обязателен. Он защищает объектив от пальцев, брызг воды, мокрых носов животных, царапин от соскочившей крышки объектива, веток и т.д.
 
 
Поляризационный фильтр (в просторечии – полярик). Вещь довольно дорогая. Цена сильно зависит от производителя и наружного диаметра объектива. Самые недорогие полярики могут заметно ухудшить качество изображения, сделать его неконтрастным, наловить «зайцев». Поэтому если решитесь его покупать, покупайте из средней ценовой категории. Полярик делает цвета более насыщенными, сочными. Это, пожалуй, один из немногих эффектов, которые практически нельзя воспроизвести в фотошопе. (Эффект зависит от погоды, ориентации солнца и некоторых других факторов).

Подробно о фильтрах мы с вами говорили в уроке №3.
 
Сумка. В принципе, не существует понятия непрофессиональной сумки. Просто есть решения от тех, кто понимает не только в пошиве, но в особенностях работы с оборудованием, под которое разрабатывается сумка или чехол, и те, кто, рассчитывая на неосведомленность большинства новоиспеченных любителей-фотографов, пытается «впарить» дешевые сумки в качестве «идеальных» чехлов для фототехники.

Не секрет, что современная фототехника стоит достаточно дорого. Камера, оптика, фильтры, вспышки, питание, память и много другое, требует очень аккуратного использования, что накладывает особую ответственность на разработчиков и дизайнеров.

Любую профессиональную сумку или чехол разрабатывают люди, хорошо знакомые с самыми тонкими аспектами эксплуатации фототехники, прислушивающиеся к требованиям своих покупателей, постоянно ищущих новые решения и активно проводящие полевые испытания с участием большого числа профессиональных тестеров.
 

Как Вы можете понять, хорошую сумку определяет не симпатичный дизайн, модный цвет или форма. Оказывается любая профессиональная сумка имеет множество характеристик, о которых мы раньше и не думали.
 
Так, например, любая сумка должна иметь максимально компактное, продуманное, а главное безопасное расположение отсеков для транспортировки одной или двух камер, нескольких объективов, штатива и других аксессуаров. Кроме того, здесь очень важно, обеспечить простой и быстрый способ доступа к любому содержимому сумки, без необходимости перевернуть всю сумку.
 
Я советую купить какую-нибудь неброскую фотосумку специально под ваш фотоаппарат и некоторые аксессуары (дополнительные светофильтры, запасной аккумулятор, чистую тряпочку для протирки объектива).
 
Почему неброскую? По трем причинам. Во-первых, чтобы лишний раз не привлекать внимание воров и хулиганов. Во-вторых, чтобы не привлекать внимание милиции, охранников, музейных работников, сотрудников метрополитена и т.п. Если вы хоть чуть будете похожи на профессионала, вам или запретят снимать, или потребуют заплатить за съемку. В-третьих, чтобы не привлекать внимание снимаемых людей и не портить сюжет. Если они вас заметят из-за яркой надписи CANON (PENTAX, NIKON, SONY…), то могут вести себя неестественно или вообще отвернуться.
 
Приглядитесь к представленным на рынке решениям повнимательнее. Во-первых, убедитесь, что в сумку или рюкзак влезает не только вся необходимая фотоаппаратура, но и другие вещи – телефон, документы, кошелек. Носить с собой несколько сумок будет не очень удобно, и лучше, если все необходимое удастся положить в одну. Во-вторых, посмотрите насколько вам удобно пользоваться сумкой: все молнии должны легко открываться, убедитесь, что фотоаппарат, объективы и прочие вещи легко доставать. Проверьте, что для того, чтобы достать нужный объектив, вам не придется перерывать всю сумку. Уделите этому моменту пристальное внимание, ведь быстрота и удобство доставания фотоаппарата являются одними из самых важных критериев при выборе сумки.
 
Также нужно проверить все отделения внутри сумки – камера и объективы должны плотно располагаться в своих отсеках, что поможет избежать ненужной тряски и соударений. Во многих сумках размеры внутренних отсеков можно менять – перегородки сделаны на липучках, поэтому изменить внутреннюю конфигурацию сумки не составит труда. Отметим, что многие производители делают отсеки для карт памяти и других небольших аксессуаров из сетчатого или прозрачного материала. Это позволяет легко отыскать необходимый предмет. Если вы решили купить сумку, которая носится на плече, то проверьте качество креплений ремня – они должны быть достаточно прочными для того, чтобы ремень случайно не отстегнулся, и сумка не упала на землю. Лучше, если застежки будут выполнены из металла. Посмотрите и на качество ремня. Он должен быть прочным, а подкладка для плеча должна быть мягкой и выполненной из нескользящего материала.

Необходимо обратить внимание и на материал, из которого изготовлена сумка. Хорошо, если он не будет пропускать воду. Нельзя сказать с полной уверенностью, что рано или поздно вы не попадете под дождь, поэтому такая особенность будет не лишней. Также многие производители защищают от попадания воды и молнии: реализовано это по-разному – либо молнии прорезинены, либо они защищены сверху влагонепроницаемым материалом. Кроме того, полезным будет, если сумка при падении сможет защитить вашу технику от повреждений. Например, некоторые производители делают сумки со специальными усиленными вставками или перегородки делают из плотного материала, который сможет погасить удар.

Естественно, что немаловажным фактором для вас станет и внешний вид сумки. Однако здесь придется вас огорчить – не многие производителя ставят дизайн во главу угла при разработке сумки. Многие из них считают, что функциональность сумки важнее, чем ее внешний вид. Хотя есть и такие компании, которые стараются уделять большое внимание и дизайну, но подобные решения могут стоить несколько дороже.

Вспышка. Несмотря на то что в современных камерах, как правило, уже есть встроенная вспышка, обычно она обладает ограниченными возможностями. Фотографу лучше иметь электронную вспышку в качестве отдельного аксессуара, это сразу же расширяет диапазон работы любой фотокамеры.

Встроенная вспышка

Встроенная вспышка способна лишь подсветить объект съемки "в лоб". Это самый простой и примитивный прием. Вспышка работает в принудительном режиме, и камера не видит другого света, кроме короткого импульса вспышки. Импульс длится около 1/1000 секунды, а на снимке получаются лица, как правило, с красными глазами, на черном фоне, и совершенно не имеет значения, что в действительности позади модели был умопомрачительный вечерний пейзаж — и вы хотели его запечатлеть. Люди превращаются в красноглазых монстров из-за того, что вспышка находится очень близко к оптической оси объектива. Ужасные тени от вспышки окончательно формируют "шедевр". Такова типичная работа камер со встроенными блицами. Чтобы избежать этого, надо либо использовать режим подавления красных глаз (если он есть), или, если вспышку возможно отделить от камеры, то можно переместить ее немного в сторону от оси объектива. Можно воспользоваться специальным кабелем и кронштейном.

Внешняя вспышка

Но лучше всего, если у вашей камеры есть кронштейн "горячий башмак", приобрести внешнюю вспышку с поворотной головой, которая позволяет направить свет от вспышки в потолок или стену. В этом случае вместо контрастного и плоского освещения «в лоб» вы получите мягкий, почти рассеянный, отраженный от потолка или стен свет, который смягчит тени и даст естественный световой рисунок. Недостатком такого освещения могут быть небольшие тени, падающие на лицо от надбровных дуг и носа. В некоторых вспышках есть возможность использовать встроенную рассеивающую карту, которая выдвигается из головы вспышки. Если направить вспышку в потолок и одновременно дать «подсветку на глаза» с помощью такой карты, то в глазах появится блеск — отражение вспышки. Если у вашей вспышки нет встроенной карты, не страшно, ее можно заменить даже визиткой, прикрепив на вспышке любым удобным способом.

При съемке вертикальных фотографий удобно направлять вспышку в стену. Это очень хороший способ, если только цвет потолка и стен белый или неярких тонов. Отражаясь от поверхностей, свет вспышки сам окрашивается в цвета стены или потолка и меняет цветность изображения. Очень часто фотографы используют специальные насадки на вспышки для уменьшения контраста света. 

Средства для чистки объектива – об уходе за оптикой вы также узнали в уроке №3. 

Карта памяти. Нужна обязательно – на нее, собственно, записывается отснятый материал. Есть несколько форматов карт памяти (CF, SD, xD‑Picture и пр.) – стоит сразу же, при покупке камеры, приобрести карту памяти большого объема (но не максимального доступного на рынке, ибо соотношение цена/качество у дорогих карт памяти часто гораздо выше единицы), желательно 10 класса.

Аккумуляторы и зарядное устройство (если не входят в комплект камеры, а также для внешней фотовспышки). Батарейки быстро садятся, и ими не напасешься. А аккумулятор держит энергию дольше.  Одна только вспышка способна быстро и досуха высосать комплект стандартных полуторавольтных "пальчиковых" батареек, которые предполагаются в качестве штатных элементов питания для значительного числа камер потребительского класса. Конечно, такие батарейки дешевы и доступны, но представьте себе, что вам придется менять их тем чаще, чем больше вы будете фотографировать. В некоторых моделях их хватает только на полтора-два десятка снимков... Будете носить запас с собой? Или понадеетесь, что всегда сумеете докупить новые батарейки? Современные аккумуляторы долго держат заряд. А в фотоаппаратах с функцией отключения экрана (главного пожирателя энергии) аккумуляторы могут держаться до недели, даже если вы снимете каждый день.

Если вы много снимаете, то имея два-три комплекта аккумуляторов (один в камере, один на подзарядке и один в резерве), вы будете практически гарантированы от того, что камера лишится энергопитания в самый ответственный момент.

Берите аккумуляторы с большей емкостью, и зарядное устройство с индикацией заряда и возможностью принудительного разряда батарей. Есть еще несколько обязательных требований для зарядных устройств:

  • Заряжать каждый аккумулятор по отдельности (может зарядить 1 батарею и более)
  • Заряжать только "медленно" (скоростные ЗУ убивают батарею)
  • Иметь возможность "регенерации" (восстановления)
  • Иметь мощный блок питания достаточный для заряда нескольких NiMH аккумуляторов с большой емкостью (от 2500мА)
  • Быть информативным (каким либо образом сообщать об окончании выполнения заданной функции, желательно в цифровом виде, а не двух-цветными светодиодами) 

Зарядное устройство не должно :

  • Заряжать аккумуляторы парами.
  • Заряжать быстро (нормальная зарядка аккумулятора емкостью 2700mA около 10 часов)
  • Перегревать аккумулятор

Что желательно

Бленда. Бленда (пластмассовая или железная «корона» на объектив) защищает объектив от лишнего света, падающего сбоку. Изображение при надетой бленде становится контрастнее (иногда НАМНОГО контрастнее, иногда – почти незаметно). Когда сбоку светят фонари или люстры, когда солнце бьет в глаза или светит сбоку – бленда очень полезна. Если она у вас есть – обязательно надевайте ее, хуже не будет, а лучше может стать.

Если у вас нет бленды, то узнайте, сколько она стоит. Для каждого объектива нужна своя особенная бленда. Иногда она идет в комплекте с объективом. Часто бывает, что бленду нужно покупать отдельно. 

Градиентный фильтр. Не слышали про такой? С одного края он прозрачный, с другого края он затемненный. При съемке пейзажей часто бывает, что небо получается слишком светлое, почти белое, а деревья и трава – слишком темные. Чтобы сгладить сильный контраст между небом и землей нужен «градиентник».

Если вы не часто снимаете пейзажи с более-менее ровной линией между небом и землей (деревьями, домами), тогда градиентный фильтр вам не особо нужен.

Нейтральный затемняющий фильтр вам пригодится, если вы снимаете воду (ручейки, водопады, фонтаны и т.д), а также при съемке днем при открытой диафрагме.

Дополнительные объективы. Если у вас цифрокомпакт – вам проще. Но хуже. У компактов объективы не сменные. Обычно у начинающего фотолюбителя, обладающего зеркальной камерой, всего один объектив – на фотоаппарате, да и тот «китовый» (очень недорогой, поставляемый вместе с фотоаппаратом). Рано или поздно почти каждый фотограф начинает думать о покупке другого объектива. Потом – третьего. 

Хороший объектив стоит как фотоаппарат. Очень хороший объектив – намного дороже. Комплект не бедного фотолюбителя обычно состоит из трех-четырех "стекол": 

  • универсальный зум с фокусными расстояниями где-то 24-70 мм (как правило, стоит на фотоаппарате по умолчанию)
  • портретный светосильный объектив, чаще всего с фокусным расстоянием 50 мм (полтинник)
  • телеобъектив с фокусными расстояниями 70-300 мм (плюс-минус) для съемки с большого расстояния
  • широкоугольный объектив 10-24 мм для съемки в помещении, крупных и протяженных объектов.

По своему опыту скажу, что процент удачных фотографий не особенно зависит от количества объективов. Разнообразие – да, зависит, а количество – нет. 

Штатив. Штатив просто необходим для фотографирования при длительной выдержке. Кроме того, он освобождает руки фотографа, а это делает фотосъемку более стабильной и дает возможность, не торопясь, уточнять получаемые изображения. Ведь самые лучшие снимки делаются как раз не спеша. Применяя взвешенный и осознанный подход к фотографированию сцены, можно рассмотреть ее под разными углами зрения и выбрать самую подходящую композицию. Кадрирование изображения требует более вдумчивой оценки того, что видно в видоискатель, по сравнению с моментальными снимками.  

Штатив нужен тяжелый. Он должен выдерживать вес в несколько раз больше, чем фотоаппарат с объективом. Поэтому штатив можно брать в двух случаях:

  • если у вас есть автомобиль и вы свободны перемещаться в любое место
  • если вы точно знаете цель своего фотопутешествия.

Таскаться несколько часов с фотосумкой и держать в руке тяжелый штатив в поисках «чего бы сфоткать» - занятие для фотоманьяков.

Когда нужен штатив:

  • при съемке телеобъективом (чтобы исключить шевеленку)
  • при съемке панорам
  • при съемке в студии
  • при съемке в сумерках, ночью или движения воды, когда нужны длительные выдержки.

Хочу предупредить, что сам по себе штатив не исключает шевеленку. При нажатии пальцем на кнопку спуска дрожание фотоаппарата все равно будет. Поэтому или по возможности используйте автоспуск, или же приобретите спусковой тросик или пульт дистанционного управления.

Необязательно

  • Эффектные светофильтры (звездочки и т.п.)
  • Дополнительный аккумулятор
  • Картридер
  • Дополнительная карта памяти
  • Кистевой ремень, футляр для камеры и т.п.

Итоги урока: после внимательного прочтения вы сможете правильно собрать экипировку, которая в путешествии или спланированной фотосессии обязательно вам поможет. 

Практическое задание: оцените ваш парк аксессуаров. Что из перечисленного вы планируете купить, а что для вас - ненужная игрушка? 

Ответ на задание, а также вопросы по изложенному материалу вы можете разместить на форуме сайта.


В следующем, заключительном в курсе "Фотография с нуля",  уроке №8: Обработка отснятого материала. Форматы изображений. Где и как хранить цифровые фотоархивы. Что такое EXIF. Печать фотографий и публикация снимков в сети интернет. Можно ли заработать в интернете, публикуя фотографии.



Читайте также:
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход