Совершенствуем знания • Урок №4. Эффекты нестандартной экспозиции
13.04.2013 12547 Совершенствуем знания 0
В этом уроке вы узнаете: Использование экспозиции для улучшения ваших фото. Статические и динамические эффекты 


Композиция и экспозиция являются неотъемлемой составляющей любого фотошедевра. Гениальную идею снимка очень легко испортить неумелым обращением с камерой - неправильной установкой экспозиционных параметров. Однако, безупречная экспозиция кадра ещё не гарантирует отличного снимка. Но, часто ли начинающий фотограф задумывается о том, что умелое использование нестандартной экспозиции может из банального сюжета сделать снимок достойный восхищения?

Фотография, рассказывающая историю, должна быть реалистичной. Однако, иногда, некоторое преувеличение и даже специальные эффекты могут стать необходимыми для создания определённого настроения или придания сюжету динамизма.

  

Следует заметить, что здесь речь идёт не об эффектах, применяемых в графическом редакторе (например, Photohop) после фотосъёмки. И уж тем более, не об эффектах встроенных в вашу фотокамеру. В этом уроке речь пойдёт о некоторых приёмах творческого выбора экспозиционных параметров, которые способны создать определённые эффекты уже в процессе фотосъёмки.

Стандартная экспозиция, которая чаще всего устанавливается при съёмке в полном AUTO-режиме иногда создаёт ложные представления о реальности. Например, сцена, снятая ближе к вечеру может выглядеть так, как будто событие происходило утром... Ещё один характéрный пример: при фотосъемке подвижного объекта в автоматических режимах, обычно пропадает динамизм снимаемой сцены из-за того, что движущийся объект получается статичным (неподвижным). 

Такие "ляпы" полного автомата заставляют переходить к более гибким и контролируемым ручным настройкам экспозиции. Но, чтобы получить преимущества фотосъёмки в ручных режимах, экспозиционные параметры нужно использовать творчески.

В ручных режимах требуется креативный подход – не даром же ручные установки экспозиции часто называют "творческой зоной"! Если в вашем фотоаппарате нет ручных настроек (творческой зоны) вы можете изучить особенности расширенных режимов автоматических настроек – SCN и с успехом использовать их, поскольку творческое управление экспозиции, как правило сводится к выбору выдержки или диафрагмы, отличающейся от стандартных настроек камеры, предлагаемых режимом AUTO.

Как использовать экспозицию креативно? Если вы хотите улучшить свои фотографии, придать им живость, динамизм или другие эффекты, вам придётся забыть об автоматических режимах и проявить творческий подход к выбору экспозиционных паремтров: выдержки, диафрагмы и ISO. В помощь вам я дам несколько советов, используя которые во время фотосъёмок, вы получите интересные эффекты, которые смогут "оживить" ваши фотографии.


Высокий ключ и низкий ключ

Высокий ключ – это один из эффектов в фотографии, характеризующийся отсутствием тёмных деталей и не высоким контрастом снимка. Высокий ключ обычно придаёт снимку романтизм и мягкость.

Сделать снимок в высоком ключе можно применив контролируемую передержку (обычно не более двух единиц экспозиции) и, желательно, изоляцию объекта съёмки с помощью открытой диафрагмы (малая ГРИП) или белого фона.

Низкий ключ - это противоположность высокому ключу. Снимки в низком ключе характеризуются темным фоном и достаточно высоким контрастом между светлыми и тёмными участками снимок. Однако потеря деталей в тенях всё-таки не рекомендуется.

При фотосъёмке в низком ключе, нужно немного недоэкспонировать кадр и желательно применять тёмный фон. Низкий ключ обычно применяется тогда, когда нужно сделать акцент на драматизме сюжета.

При использовании полуавтоматических режимов переэкспонирование или недоэкспонирование кадра возможно в режиме экспокоррекции. [+/-]



Выборочный фокус

Выборочный фокус это очень эффектный способ придать вашему снимку особый шарм. Суть этого эффекта состоит в том, что вы, управляя фокусировкой фотокамеры и глубиной резкости в ручном режиме или режиме приоритета диафрагмы, размываете второстепенный объект так, чтобы он не отвлекал внимание зрителя от основного, но всё же оставался узнаваемым.

Посмотрите на снимок ниже: здесь главным объектом, несомненно, является бабочка. Однако, на заднем плане, мы всё-таки можем различить ребёнка, который держит эту бабочку. Таким образом, получив в кадре два объекта, мы можем сообщить зрителю какой из них более важен, а какой лишь дополняет сюжет.

  
 Ребёнок на заднем плане выведен из фокуса, но
он остаётся участником событий, хотя и не главным


Ретро-эффект с шумами

Из наших уроков Вы уже знаете, что высокие значения ISO приводят к появлению на ваших снимках нежелательных электронных шумов. Однако, в некоторых случаях, шумы на фотографии добавляют вполне определенное настроение вашему сюжету, при этом, высокие значения ISO позволяют вести съёмку при сравнительно низком освещении с открытой диафрагмой или не беспокоится о шевеленке.

Например, при съёмке пожилых людей с высокими значениями ISO за счёт шумов удаётся придать снимкам некоторый ретро-шарм, который очень неплохо сочетается с основным героем сюжета.

  
Иногда, шумы не только не портят фотографию,
но и придают соответствующее настроение снимку.


Эффекты скорости

Эффект размытия очень хорошо подчёркивает динамические сюжеты. В этом случае некоторое размытие объекта съёмки вызывает у зрителя эффект движения, а не отсутствия фокусировки. В каждом конкретном случае длина выдержки подбирается индивидуально, так, чтобы размытым оставался только сам движущийся объект, а фон не был смазан из-за шевеленки

Для создания эффекта размытия движения необходимо использовать длинную выдержку в ручном режиме или режиме приоритета выдержки. Длина выдержки зависит от скорости движения объекта, расстояния до него и его траектории. Чем ближе расстояние до объекта и/или чем больше его скорость, тем короче должна быть выдержка. Так же выдержку можно немного укоротить, если объект движется перпендикулярно камере.

 
Размытие движущегося объекта - один из способов
 подчеркнуть динамизм снимаемой сцены 

Подчеркнуть динамику движения в кадре так же можно размыв фон, при этом главный объект должен остаться максимально резким. Такой эффект достигается фотосъёмкой с проводкой. 

Правила при определении длины выдержки при фотосъёмке с проводкой остаются такими же, как и в предыдущем случае. Однако, при фотосъёмке с проводкой нужно двигать камеру по траектории движения объекта, стараясь удержать объект неподвижным относительно границ кадра. Не забудьте оставить немного больше места впереди объекта. В нужный момент вы должны спустить затвор, не останавливая движение камеры. 

При фотосъёмке с проводкой полезно включить следящий автофокус. Если в вашей камере нет следящего автофокуса, то вам придётся постоянно прижимать на 1/2 хода и отпускать кнопку спуска затвора, так, чтобы объект съёмки всегда был в фокусе. Ещё один, довольно старый но надёжный способ фокусировки при фотосъёмке с проводкой заключается в том, что вы заранее наводите резкость (в ручном режиме) на предполагаемую точку съёмки и при достижении объектом этой точки нажимаете спуск затвора, естественно, продолжая перемещать камеру за объектом съёмки.

 
Размытие фона - отличный способ подчеркнуть скорость движения объекта.
Такое размытие фона получается при съёмке с проводкой.

Фотосъёмка с проводкой довольно трудный способ подчеркнуть движение в кадре. Вам, возможно, придётся довольно много потренироваться, прежде чем вы достигните требуемого эффекта.

В некоторых случаях, движущийся объект смотрится более выразительно, если он снять способом "заморозки движения".

Суть эффекта "замороженного движения" состоит в том, что вы должны установить довольно короткую выдержку, с таким расчётом, чтобы движущийся объект "застыл в кадре" без признаков движения. Звучит парадоксально, не правда ли? Подвижный объект без признаков движения :о) - именно так лучше всего снимать движущиеся объекты, которые полностью отделяются от поверхности... И именно этот способ пытается реализовать ваш фотоаппарат при установке экспозиции в режиме спорт/движение/дети/домашние питомцы.

  
"Замороженное движение" - ещё один способ подчеркнуть
 динамику и напряжённость сюжета


Медленная синхронизация

Эффект медленной синхронизации заключается в том, что вы снимаете кадр как бы с двумя выдержками. Первая, очень короткая выдержка получается при срабатывании фотовспышки (короткий импульс), а вторая более длинная непосредственно с помощью затвора фотоаппарата. В результате вы можете получить чёткий объект съёмки на фоне различного размытия. Несмотря на то, что этот способ похож на обычный эффект размытого движения, он отличается тем, что в данном случае вы снимаете с включенной фотовспышкой.

   

Эффект медленной синхронизации обычно получается при фотосъёмке со вспышкой в программном режиме или режиме приоритета выдержки, ну и конечно при некоторой тренировке, в полностью ручном режиме М. Главное здесь - подобрать длину выдержки, которая должна соответствовать освещённости фона без фотовспышки.

Если в вашем фотоаппарате нет ручных настроек, советую попробовать режим "Ночной портрет" – в этом режиме применяется похожий алгоритм настройки экспозиционных параметров.

Будьте осторожны при фотосъёмке с длинной выдержкой – очень часто длинная выдержка требует применения штатива или крепких рук. Иначе главный объект съёмки будет не резким.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: 

1. выполните три одинаковых снимка -  с нормальной экспозицией, в высоком ключе и низком ключе. Какие эмоции и ассоциации возникают у вас при внимательном изучении каждого из этих снимков?

2. Освойте съемку движущихся объектов - с проводкой




Результаты выполнения практического задания, а также вопросы по теме урока мы ждем на форуме сайта.



В следующем уроке №5: Основы работы со вспышкой



Читайте также:
Комментарии
avatar