Фотография с нуля • Урок №4. Автоматика современной фотокамеры. Часть I. Фокусировка

  68312 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Практические основы фотосъемки. Автоматика современной фотокамеры: автофокус, автоматический экспозамер. Принципы работы режимов приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Как добиться выразительности фотоснимка, управляя техническими параметрами. Использование автоматических и ручных режимов фотокамеры.


Теоретические сведения, которые Вы получили в наших предыдущих уроках, помогут Вам правильно подходить к процессу съемки.  Настала очередь поговорить о практических основах использования фотоаппарата, режимах его съемки и как улучшить, применяя эти знания, ваши фотографии. Урок также очень сложный, насыщенный материалами и терминами.   
 
Множество настроек современной фотокамеры помогают фотографу сделать максимально качественный снимок, выбрав из огромного числа возможных наиболее подходящий для конкретного сюжета.
 
Качественный снимок является результатом оптимального сочетания параметров выдержки (скорости затвора), диафрагмы объектива и точности работы системы фокусировки камеры. Если вы внимательно изучили инструкцию к Вашей фотокамере (таким было первое практическое задание), то вы встречали эти понятия. С их подробного изучения мы и начнем наш четвертый урок.
Система фокусировки\

Давайте рассмотрим, как работает одна из самых полезных автоматических функций современной камеры – автофокус. Технически - это комплексная система привода объектива, которой управляет микропроцессор. В разных камерах автофокусировка осуществляется по-разному. В современных фотоаппаратах существует два принципиально разных способа реализации системы автофокуса: активный и пассивный автофокус.  

АКТИВНЫЙ АВТОФОКУС. Впервые активную систему фокусировки применила компания Polaroid в 1986 году. В ее работе использовался хорошо известный морякам принцип эхолота, или сонара. Работа сонара и первого автофокуса строилась на принципе отражения звука от поверхности предметов, когда высокочастотный генератор посылал узконаправленный звуковой луч, а система замеряла время возврата отраженного сигнала. Зная скорость распространения звука в воздушной среде, вычислить расстояние до объекта совсем не сложно даже простой электронике. На основе полученной информации электронное устройство перемещало линзы объектива в нужное положение. В современных компактных камерах вместо звукового сигнала используется инфракрасный луч. Это связано с тем, что свет распространяется гораздо быстрее звука, а значит, быстрее работает и вся система. Преимущество такого метода – высокая скорость работы, к тому же активная система совершенно не зависит от объектива, установленного на камеру. Главные недостатки – небольшое расстояние действия системы, связанное с рассеянием луча, и невозможность автофокусировки через стекло по причине того, что луч отражается от стеклянной поверхности.

ПАССИВНЫЙ АВТОФОКУС. Пассивная система фокусировки по-другому называется TTL (through-the-lens – фокусировка через объектив). Существует два варианта – фазовый и контрастный автофокусы.  

У контрастного способа фокусировки более простой принцип действия. Он применяется, как правило, в цифровых незеркальных фотокамерах. При контрастном способе необходимые для фокусировки данные считываются непосредственно с матрицы. Изображение разбивается на некоторое количество горизонтальных полос длиной в несколько десятков пикселей. Процессор камеры вычисляет абсолютные значения яркости для каждой точки, после чего происходит сравнение этих значений для соседних точек. Если объект съемки не в фокусе, то разница между ними будет невелика. В этом случае фокусировочному механизму подается сигнал, и система линз изменяет положение. Процедура повторяется до тех пор, пока яркостная разница не достигнет максимума. Контрастный способ автофокусировки удобен тем, что нет необходимости устанавливать в камеру специальные датчики. Недостатком такой системы является низкая скорость работы.

Оптимальным решениям является фазовая система фокусировки, которая используется в зеркальных камерах. Скорость фокусировки достигается здесь за счет дополнительных технологических решений. В профессиональных камерах может быть до нескольких десятков датчиков. Зеркало направляет световой поток, пришедший на них от объектива. Свет внутри датчика разделяется на два независимых потока, каждый из которых падает на свой светочувствительный сенсор. При отсутствии четких контрастных линий система автофокуса оказывается бессильна. Если снимаемая поверхность способна отражать свет, еще как-то может помочь подсветка, проецирующая вспомогательный рисунок. В остальных случаях спасет только ручная наводка на резкость.  

У TTL-систем есть и свои недостатки. Самый существенный – сильная зависимость от условий освещения и светосилы линз. Наиболее очевидное решение этой проблемы – подсветить автофокус. Специально для этого производители встраивают в свои системы источник света. В простейшем случае они действуют аналогично обыкновенному фонарику, а более сложные варианты проецируют специальную сетку, которая облегчает работу датчиков. Еще одно слабое место TTL-систем – чувствительность к горизонтальным линиям. Чтобы справиться с этим дефектом, разработчики фототехники начали устанавливать в своих камерах крестообразные датчики, которые менее чувствительны к ориентации линий в кадре. Наличие таких датчиков служит одним из ключевых параметров оценки уровня фотоаппарата. В бюджетных зеркальных камерах таких датчиков единицы. В дорогой технике их на порядок больше.  

Фокусировка определяет, какие элементы на снимке будут резкими, а какие размытыми.

Даже хорошая фотография имеет разную резкость

  

Выбор точки фокусировки может производиться как вручную, так и автоматически. Резкий элемент снимка называется точкой фокусировки. Если в камере установлен автоматический выбор точки фокусировки, камера в первую очередь использует центральную точку. Многие камеры (в основном просьюмерские и зеркальные) позволяют выбирать точку фокусировки в поле кадра автоматически или вручную. У разных моделей количество точек фокусировки может быть от 9 до 65 (и это число не конечное, производители постоянно совершенствуют системы АФ и наращивают количество точек фокусировки этих систем). Это дает свободу при построении композиции. К тому же не всегда бывает удобно перекомпоновывать кадр, если Вы предварительно сфокусировались на другом объекте (например, когда камера установлена на штатив). Во многих зеркальных камерах выбор точки автофокусировки отображается как на контрольном экране, так и в видоискателе.

Весь снимок нерезкий

Находящийся в фокусе объект резкий

Любой предмет, находящийся вне точки фокусировки, будет выглядеть не резким. Чем дальше он находится от точки фокусировки, тем менее четким он будет. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Найдите в инструкции к Вашей камере информацию о возможности выбора точки фокусировки. Если такая возможность предусмотрена, потренируйтесь оперативно менять позицию точки автофокуса. Снимите 3-5 кадров с использованием нецентральной точки фокусировки.

Причиной размытых снимков может также быть дрожание камеры или движение предмета съемки.

ПРИЧИНЫ РАЗМЫТОСТИ СНИМКОВ

 Дрожание камеры. Если во время съемки ваши руки или туловище дрожат, снимок может выйти нечетким. Чтобы избежать "шевеленки" - необходимо съемку производить при выдержке более 1/250 сек или использовать штатив. 


Движение объекта съемки. Движущийся объект может также получиться размытым, даже если используется штатив. 

 

Прямое попадание солнечных лучей.  Даже если снимок в фокусе и нет дрожания камеры, фотография все же может выглядеть размытой, если солнечные лучи попадают в объектив. На фотографии могут также присутствовать точки и тени.Чтобы этого избежать, направьте камеру в другую сторону или используйте бленду объектива.  

Не резкий снимок - солнечный свет попал в объектив

 

 

Объектив без бленды

Резкий снимок - солнечный свет не попадает в объектив

 

 

 

    Объектив с блендой

Когда солнечный свет попадает в объектив, фотография получается нечеткой.

Чтобы предотвратить прямое попадание солнечных лучей в объектив, следует прикрепить бленду, которая блокирует солнечные лучи.

 

РЕЖИМЫ РАБОТЫ АВТОФОКУСНОЙ СИСТЕМЫ

Автофокусная система фотокамеры может работать в разных режимах. Каждый из них имеет свое назначение и применяется при съемке в соответствующих условиях. Производители камер встраивают в свои модели довольно разные.  В большинстве просьюмерских и зеркальных камерах для изменения  режимов на корпусе предусмотрены рычажки, кнопки и другие органы управления. В компактных камерах для смены режима обычно приходится заходить в меню.  Но основных режимов АФ можно выделить три: конечный (AF-S в камерах Nikon, One Shot - покадровая автофокусировка в камерах Canon), следящий (AF-C в камерах Nikon, Al Servo - в Canon) и динамический. Во многих камерах конечный и следящий автофокус могут быть объединены автоматическим режимом (AF-A в камерах Nikon, Al Focus - интеллектуальная автофокусировка в камерах Canon).

Различные варианты переключения фокусировки

Конечная фокусировка предназначена для съемки неподвижных объектов. Этот режим установлен в камере по умолчанию и используется чаще всего. Как правило, автофокусировка запускается нажатием на кнопку спуска затвора до половины хода. Если камера сфокусировалась, то это подтверждается индикатором – загорается зеленая точка или рамка в видоискателе либо на дисплее. Дополнительно камера может издать звуковой сигнал. Если камера не сфокусировалась, будет мигать индикатор фокусировки, красная точка или рамка. В таком случае можно попробовать немного изменить компоновку кадра, выбрать другую точку фокусировки. Многие любительские аппараты не позволят сделать снимок, если автофокусировка не удалась.

Режим следящей фокусировки применяется для съемки движущихся объектов, у которых расстояние, на которое камера фокусируется, непрерывно изменяется. Экспозиция при этом определяется в момент съемки.

Динамическая фокусировка. Во многих камерах применяется также режим групповой динамической фокусировки. Камера определяет, как взаимосвязаны объекты в кадре, составляет схему их взаимодействия. Возможны разные комбинации: автофокусировка с динамическим выбором зон фокусировки и динамическая автофокусировка с приоритетом ближайшего объекта. Динамическая фокусировка дает возможность снимать многообъектные сцены, внутри которых есть свое движение (например, спортивные сюжеты).  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Выясните, какая система автофокусировки находится в Вашей фотокамере. Какие режимы автофокусировки доступны Вам? Научитесь переключаться из одного режима в другой. Сравните удобство разных режимов при наведении на различные объекты и поверхности. На каких объектах Ваша камера фокусируется быстрее? С какими объектами и в каких условиях система автофокуса допускает больше ошибок?

    

ПОЧЕМУ ПРОМАХИВАЕТСЯ АВТОФОКУС?

Какой бы камера «умной» ни была, она все равно не знакома с творческим замыслом фотографа. Пусть даже современный автофокус может отыскать лицо в снимаемой сцене и сфокусироваться на нем, полностью полагаться на автомат не стоит. Со стандартными ситуациями большинство камер справляется неплохо, но в сложных случаях преимущество за фотоаппаратами с большей гибкостью контроля. Нередко камера на автомате фокусируется на второстепенный объект, оставляя, сюжетно главный объект, в зоне нерезкости. Анализируя сцену, автоматика при этом самостоятельно выбирает наиболее близкий или наиболее контрастный объект. Например, при съемке боксерского матча камера может постоянно «цепляться» автофокусом за канаты ринга. Снимая однотонные, стеклянные, решетчатые и другие «неудобные» для автофокуса поверхности, Вы опять же сталкиваетесь с проблемой промаха фокусировки.

РУЧНАЯ ФОКУСИРОВКА. Когда не было систем автофокусировки, фотографы наводили на резкость вручную. Вращая фокусировочное кольцо объектива и перемещая тем самым линзы, они устанавливали фокус на нужный объект.

Ручная фокусировка 

 
Результат контролировался по матовому стеклу видоискателя. В современных цифровых зеркальных камерах, а также в некоторых моделях любительских компактов высшего уровня есть возможность установить фокус как автоматически, так и вручную. 

Переключение с автоматической фокусировки на ручную

Возникает вопрос: зачем пользоваться ручной фокусировкой, когда существует автоматический режим? Ведь он быстрее, точнее, позволяет существенно экономить время, то есть в итоге получается, что он проще. Да, это так, но не всегда. Часто в условиях недостаточного освещения камера не может сфокусироваться на нужном объекте, трудности с фокусировкой могут возникнуть и при макросъемке. При съемке в зоопарке автофокусный режим часто становится только помехой. Камера постоянно наводится на сетку вольера.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Прочитайте инструкцию Вашей фотокамеры, раздел "Фокусировка". Узнайте, есть ли у камеры режим ручной наводки на резкость. Выясните, каким способом можно осуществить фиксацию фокусировки в Вашей модели аппарата. Сделайте несколько снимков сюжета, где предполагается скорость реакции фотографа. Например: играющее домашнее животное или момент удара спортсмена по мячу. 

Теперь, когда мы выяснили особенности работы системы автофокусировки и как избежать размытости снимков, перейдем к экспозиции.

Из-за значительного объема материала и удобства его освоения продолжим изучение в части II урока №4.


Итоги I части занятия: мы изучили системы автофокусировки современных цифровых фотокамер и как они влияют на качество фотоснимков. 

Из-за сложности материала практические задания размещены по тексту урока после его ключевых моментов. Не забывайте их выполнять, т.к. теория, не подкрепленная практикой, сложнее для понимания и быстро забывается. К тому же при изучении и выполнении практических занятий неизбежно возникают вопросы, на которые Вы сможете получить ответы на форуме сайта. Там же вы получите консультации по выполненным заданиям, результаты которых просим также размещать в соответствующей ветке форума.

Также не забывайте изучать и запоминать новые термины!



Читайте также:
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход