Обзор Pentax K-5 + видео
Прежде всего, это касается новой матрицы. По размерам и разрешению она идентична матрицам, используемым в аппаратах Nikon D7000 и Sony Alpha A-55 – высокое (хоть и не рекордное) разрешение 16 мегапикселей, формат полного кадра 4928х3264 точки. У новой матрицы встроенный АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), что позволило улучшить соотношение сигнал/шум по тракту в целом и расширить диапазон светочувствительности до невероятной величины ISO 51200, рекордной на сегодня для камер с матрицей APS-C. Кстати, в Pentax K-5 появилась интересная возможность – независимое задание интенсивности шумоподавления для каждого значения ISO.
Обновлена система автофокуса – 11-точечный модель SAFOX IX+ вобрал в себя лучшие черты модуля SAFOX VIII+ из модели K-7 и модуля SAFOX IX из модели K-r. Улучшена фокусировка при низкой освещенности, а также точность работы при сложных условиях освещения (как и у K-7, используется дополнительный датчик длины волны).
Скорость серийной съемки возросла до 7 кадров в секунду (против 5.2 у Pentax K-7), а видеосъемка теперь ведется в Full HD разрешении 1920х1080p (правда, при 25, а не 30 кадрах в секунду). Можно задавать величину диафрагмы, во время записи видео использовать некоторые из цифровых фильтров, а также разъем для подключения стереомикрофона.
Доработана функция HDR съемки, служащей для расширения динамического диапазона (High Dynamic Range). Снимки HDR-серии, сделанные быстро друг за другом, перед дальнейшим сложением автоматически совмещаются, то есть теперь HDR съемку можно вести и с рук (в отличие от К-7, где штатив был необходим). Кроме того, интенсивность эффекта HDR можно регулировать. Появились и новые возможности цифровой обработки – Кросс-процесс, Отбеливание (Bleach Bypass).
Функция электронного уровня у Pentax K-7 работала в одной плоскости, теперь же можно устранять как наклон камеры влево/вправо, так и вперед/назад. Система оптической стабилизации изображения, базирующаяся на сдвиге матрицы, имеет три степени свободы – отрабатывается не только линейный сдвиг по двум координатам, но и вращение относительно оптической оси объектива. В сочетании с электронным уровнем это позволяет аппарату выполнять выравнивание горизонта прямо во время съемки.
Дополнительные аксессуары, работавшие с K-7 (аккумулятор, батарейная рукоятка, пульты проводного и беспроводного управления), совместимы и с Pentax K-5, что облегчит нынешним владельцам K-7 переход на новую модель.
- Тип камеры - зеркальная
- Материал корпуса - магниевый сплав
- Защита от внешних воздействий - система очистки сенсора от пыли, влагозащищенность, пылезащищенность
- Видоискатель - оптический
- Вспышка - встроенная, горячий башмак
- Стабилизация изображения - оптическая
- Интерфейсы - USB, AV-out, HDMI
- Процессор обработки изображения - PRIME II
- Питание и габариты Pentax K-5
Размеры - 131×97×73 мм
Вес, гр - 740
Источник питания - Li-Ion aккумулятор
Емкость аккумулятора - 1860 мАч
Ресурс работы (кол-во снимков) - 740
- Матрица Pentax K-5
Тип матрицы - CMOS
Количество эффективных пикселей - 16 мегапикселей
Максимальное разрешение фото - 4928×3264 пикселей
Размер матрицы - 23,7×15,6 мм
- Объектив Pentax K-5
Система фокусировки - автофокус, ручной фокус
Совместимые объективы - совместимые с PENTAX K-, KA-, KAF-, KAF2- и KAF3; резьбовые M42 объективы (с использованием переходника); объективы для 645- и 67-серий (с использованием переходника).
- Функции съемки Pentax K-5
Режимы съемки - авто, видео, ручной режим, программный режим, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, приоритет чувствительности, простой
Светочувствительность - Auto, 80, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800
Баланс белого - автоматический, дневное освещение, тень, облачно, лампа дневного цвета, лампа накаливания, ручной
Выдержка - 1/8000-30 с
Замер экспозиции - матричный, точечный, центрально-взвешенный
Экспокоррекция - +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
Функция определения лица в кадре
Подавление эффекта красных глаз
Скорость съемки, к/с 7
Максимальное количество снимков в одной серии - 40 (JPEG), 15 (RAW)
- Дисплей Pentax K-5
Тип экрана - TFT
Размер экрана - 3 "
Разрешение экрана - 921 000 пикселей
- Используемый тип карт памяти SD
- Форматы снимков JPEG, RAW, JPEG+RAW
- Максимальное разрешение видео - 1920×1080 пикселей
- Количество кадров в секунду (при максимальном разрешении) - 25
- Форматы видео - Motion JPEG (AVI)
- Цвет корпуса - черный
- Дополнительные функции - Режим Live View позволяет компоновать кадр на дисплее, не прибегая к использованию видоискателя.
- Морозоустойчивость до -10 градусов С
Внешне Pentax K-5 почти неотличим от предыдущей модели K-7. Аппарат такой же компактный – для камеры столь высокого уровня это вообще нетипично. В уме вертится эпитет «миниатюрный» – но это, конечно, будет уже перебор. Pentax K-5 просто небольшой, прочный, отделка качественная. Когда берешь аппарат в руку, он оказывается тяжелее, чем выглядит – хотя это ощущение субъективно, на самом деле K-5 легче своих прямых конкурентов.
Внизу рукоятки видим окошечко приемника инфракрасного дистанционного управления. Как и у K-7, оно дублируется на задней грани камеры, что заслуживает отдельного упоминания и безусловного одобрения. Ведь во многих случаях удобнее управлять камерой с пульта ДУ именно сзади – например, ночью, или для предметной съемки... да почти всегда, когда камера стоит на штативе и ДУ используется, чтобы избежать смаза в момент нажатия. При съемке камерой, установленной, например, возле птичьего гнезда – можно «нажать кнопку спуска» издалека, с нескольких метров. Одним словом, полезная возможность.
На верхней панели справа находится ЖК-дисплей, на который выводится краткая информация о текущих установках камеры. В целом он достаточно информативен.
Кнопка спуска затвора удобно расположена, имеет четкое положение полунажатия. Ее окружает рычажок, включающий питание камеры, а также имеющий третье положение, нефиксируемое – оно используется в некоторых случаях, чтобы сделать «пробный» кадр без записи на карту памяти.
Под указательным пальцем находятся еще две кнопки, Экспокоррекция и ISO. Принцип изменения этих параметров обычен для зеркалки – нажал кнопку, повернул колесико.
Например, так выглядит на мониторе процесс задания светочувствительности. Рамками синего цвета выделяются как активные в данный момент параметры, так и соответствующие органы управления. В этом примере вращение заднего диска управления изменяет текущее значение ISO, а «Зеленая кнопка», расположенная непосредственно под колесиком, используется в этот момент традиционным для Pentax образом – позволяет отменить настройку и мгновенно перейти на «безопасное» значение параметра, в данном случае на установку ISO AUTO.
Задний диск управления служит и для изменения значений параметров, и для передвижений по меню, а в режиме просмотра управляет масштабом отображения (что символизируют пиктограммы голубого цвета).
Правее расположена кнопка AE-L, которая может не только фиксировать автоэкспозицию – функциональность ее задается в меню. Вообще, назначение органов управления конфигурируется весьма гибко, они могут работать по-разному в разных режимах.
Под «Зеленой кнопкой» находится блок управления режимами автофокусировки. Поворотный переключатель (поворачивается он с изрядным усилием) позволяет выбрать один из трех базовых режимов – по одной центральной точке (иллюстрация слева), по одной выбираемой вручную точке SEL (слева внизу), либо автоматически AUTO (внизу ).
Четыре кнопки навипада, чаще всего, управляют четырьмя функциями, но также служат для выбора точки автофокуса (иллюстрация слева внизу). Переключает эти подрежимы центральная кнопка навипада ОК. На практике все очень удобно и интуитивно понятно.
Pentax K-5, как и другие зеркальные камеры Pentax, предлагает богатый выбор съемочных режимов. Прежде всего, конечно, имеется обычный набор PASM – правда, здесь приоритеты выдержки и диафрагмы обозначены не A и S, а Av и Tv соответственно.
Отдельно выделен режим приоритета ISO (он обозначен Sv – вы фиксируете значение ISO, а камера подбирает пару выдержка/диафрагма – в общем-то, как это происходит и в режиме P). Более необычен противоположный режим – приоритета диафрагмы и выдержки. Он обозначен TAv, вы задаете оба эти параметра, а камера манипулирует значением ISO.
Экспорежим B (Bulb) – это длинная выдержка; затвор остается открытым, пока кнопка спуска удерживается нажатой. Значение ISO при этом ограничено на уровне 1600.
«Зеленый режим», обозначенный на диске режимов зеленым прямоугольником, ограничивает набор доступных настроек. Многое отдается на полный откуп автоматики, а для тех параметров, которые вы по-прежнему можете настраивать, используется «зеленый мотив» в дизайне. Аппаратно переключаемые функции (тип экспозамера, режим автофокуса) имеют зеленую маркировку наиболее безопасного варианта (многозонный экспозамер, автовыбор точки АФ), а параметры, которые управляются виртуально, на мониторе, можно сбросить к безопасным значениям, задаваемым автоматикой, нажав зеленую кнопку. То есть, если неопытный пользователь заблудился в ручных настройках, зеленая кнопка сбросит ему экспокоррекцию в ноль, точную подстройку баланса белого – также в ноль, значение ISO установит в «Авто», и так далее. Подсказка о возможности нажать в данный момент Зеленую кнопку выводится на монитор.
Режим USER позволяет сохранить текущие настройки камеры и параметры съемки, а затем восстанавливать их разом, одним поворотом диска. Таких пользовательских конфигураций может быть целых пять (а не одна, как у К-7).
Красным крестиком на диске режимов обозначен режим Х-синхронизации вспышки, а пиктограммой кинокамеры – режим видеосъемки.
Через меню можно задавать тип программной линии. На всякий случай поясним, о чем идет речь.
По мере изменения освещенности от минимальной до максимальной (конечно, и при обратном движении тоже) автоматика любой камеры подбирает значения экспопары, раскрывая диафрагму и укорачивая выдержку. А вот в каком порядке она это делает – сначала только диафрагму, либо сначала только выдержку, либо попеременно то и другое – как раз и определяется формой программной линии. Так вот, в Pentax K-5 можно выбрать один из шести вариантов программных линий, для разных условий съемки.
Вариант Спорт стремится установить короткую выдержку, Приоритет глубины резкости Даль (проще говоря, Пейзаж) – обеспечить максимальную глубину резкости, а Приоритет глубины резкости Близ (как бы Портрет) – напротив, использует раскрытую диафрагму. Вариант MTF можно назвать «Приоритетом резкости» – ибо он выбирает то значение диафрагмы, при котором объектив максимально резок (используются данные о текущем фокусном расстоянии, ведь с его изменением меняются и свойства объектива). Normal – стандартная установка по умолчанию, AUTO – камера сама подбирает наиболее подходящий вариант.
При включении того или иного режима на монитор выводится подсказка о текущей функциональности переназначаемых кнопок и двух колесиков упрвления
Режим P назван «гиперпрограммным режимом P». Звучит загадочно, но на самом деле все просто и очень здорово. Дело в том, что в режиме P оба колесика управления остаются активными, и в любой момент, повернув их, можно как бы временно активизировать режимы приоритетов диафрагмы или выдержки. На экране появляется обозначение режима Av HYPER или Tv HYPER соответственно, и мы продолжаем вести съемку, при необходимости корректируя значения Av и Tv. Колесики остаются активными до тех пор, пока не нажмешь зеленую кнопку, она отключит гипер-режимы и вернет камеру к обычному программному режиму P. Собственно говоря, такая функциональность для колесиков (камера называет их «селекторами») и зеленой кнопки задана по умолчанию, а в меню можно назначить на них другие функции, в том числе и традиционный «программный сдвиг», причем по-разному для различных режимов. К слову сказать, возможности конфигурирования камеры вообще богатейшие.
При нажатии кнопки LV камера переключается в режим «живого вида» (Live View). Отображаются экспопараметры, ISO, баланс белого, экспокоррекция и так далее. Есть живая гистограмма, индикатор уровня, сетка кадрирования, индикация пересветов (отображение этих функций можно включать и отключать в меню). Продолжает работать управление различными параметрами, при этом соответствующие экраны настроек накладываются поверх «живой» картинки.
Автофокус контрастного типа стал существенно быстрее, чем ранее, хотя по-прежнему он заметно медленнее, чем фазовый. Фактически, есть два варианта контрастного АФ – обычный и с распознаванием лиц. Зону АФ можно передвигать по экрану вручную клавишами навипада, предварительно нажав центральную кнопку ОК.
Масштаб отображения в режиме Live View можно увеличить, нажав кнопку INFO и затем вращая задний диск управления.
Звук при видеосъемке пишется в формате моно, однако имеется разъем (стандартный мини-джек 3.5”), позволяющий подключить внешний стереомикрофон.
Автофокусировка и изменение диафрагмы невозможны во время съемки непосредственно. При необходимости их нужно выполнить заранее. На мой взгляд, сожалеть об этом не стоит, ибо у некоторых конкурентов, формально превосходящих K-5 по этому параметру, автофокусировка во время съемки приводит к видимому «рысканью» фокуса, так что возможность применения ее на практике весьма условна.
Качество видеозаписи у Pentax K-5 вполне приличное. Изображение мягкое, приятное глазу. Можно заметить эффект качающихся вертикалей, но это общий момент для всех снимающих видео зеркальных камер. При низкой же освещенности K-5 смотрится выигрышно, картинка относительно малошумная. Небольшая глубина резкости, которую способна обеспечить крупная (в сравнении с любительскими видеокамерами) матрица, придает изображению «профессиональный» вид – конечно, одновременно повышая требования к оператору. Контролю за глубиной резкостью нужно уделять гораздо больше внимания.
Плюсы:
Прочный корпус, пылевлагозащищенное исполнение камеры.- Защищенные китовые объективы.
- Встроенный оптический стабилизатор (работает и при видеосъемке).
- Большой и светлый видоискатель со 100-процентным покрытием.
- Относительно небольшие габариты камеры, удобная эргономика.
- Большой 3-дюймовый монитор высокого разрешения 921000 точек.
- Отличное качество снимков.
- Коррекция дисторсии и хроматических аберраций (отключаемая).
- Обновленная функция HDR-съемки (с автосовмещением и контролем за интенсивностью).
- Высокая скорость серийной съемки (7 кадров в секунду), приличная длина серии (22 кадра в RAW).
- Возможность независимого задания интенсивности шумоподавления для разных значений ISO.
- Внутрикамерная обработка RAW-файлов.
- Цифровые фильтры (эффекты обработки) с подстройкой.
- Электронный уровень (индикация наклона камеры) – в двух плоскостях.
- Возможность автокоррекции горизонта во время съемки.
- Изменение компоновки кадра (подстройка ориентации матрицы).
- Удобно реализованная функция сравнения двух снимков в режиме просмотра.
- Возможность сохранения авторской информации в EXIF’е.
- Пять сохраняемых пользовательских конфигураций параметров.
- Full HD видеосъемка 1920x1080p@25.
- Возможность задать диафрагму при видеосъемке.
- Разъем для подключения стереомикрофона при видеосъемке.
- Четырехканальное беспроводное управление внешними вспышками.
- Два приемника ДУ – на рукоятке и на задней поверхности камеры.
- Выход в формате HDMI (хотя кабель в комплект не входит).
Минусы:
- Нет сюжетных программ – что может представлять неудобство для начинающих фотолюбителей, хотя абсолютно нормально для камеры столь высокого уровня.
- Монитор неповоротный, что ограничивает возможности режима "Live View" и, отчасти, видеосъемки.
- Очень тугой переключатель режимов автофокусировки.
- Кнопка блокировки диска режимов исключает случайные повороты диска, однако необходимость нажимать ее постоянно, при каждом повороте диска – может вызывать неудобство.
- Автофокусировка и установка диафрагмы возможна только до начала видеосъемки, но не время записи
Эргономика 9/10
Отдельные моменты в системе управления заслуживают упоминания в негативном смысле – фиксатор на диске режимов притормаживает работу, а неповоротный монитор сужает возможности, потенциально предоставляемые режимом "Live View". Тем не менее, в целом систем управления Pentax K-5 очень удобна. Все органы управления расположены на нужных местах, логика интерфейса не вызывает ни малейших нареканий, возможности конфигурирования камеры широки и разнообразны.
Функциональность 10/10
С точки зрения классической фотографии, Pentax K-5 обладает великолепной функциональностью. Недостатки, которые мы отмечаем в графе Минусы, по большей части относятся к возможностям камеры в режимах видеосъемки и «живого вида» (Live View). Однако, поворчав по ходу дела, в заключительных выводах надо признать, что мы, в конце концов, оцениваем фотоаппарат, а не видеокамеру.
Качество снимков 10/10
При использовании качественной оптики снимки получаются великолепными – резкими, насыщенными, с хорошей цветопередачей. С менее удачными (в том числе недорогими китовыми) объективами резкость несколько снижена и может быть непостоянной по полю кадра, порой заметны и иные недостатки изображения. Однако в камере имеются различные функции, предоставляющие возможности по серьезному улучшению снимков – коррекция дисторсии и хроматических аберраций, обработка RAW и многое другое.
Особенно впечатляет работа Pentax K-5 при высоких значениях ISO – безусловно, одна из лучших, что мы когда-либо видели у камеры с матрицей APS-C.
Цена/качество 8/10
Всегда хочется, чтобы модель, которая приглянулась, была бы хоть чуть-чуть подешевле! К Pentax K-5 это относится в полной мере. Прекрасный аппарат, хотя далеко не бюджетный вариант.
Общая оценка 10/10
Бывают камеры, которые оставляют о себе шоковое впечатление – эффектным дизайном, необычными функциями, своеобразными возможностями. Pentax K-5 – совсем не такой. При знакомстве с этой моделью так называемый «вау-фактор» играет минимальное значение. На первый взгляд, ничем особенным K-5 не потрясает. Однако по мере общения с этим аппаратом, по мере знакомства с его функциями и возможностями начинаешь осознавать – сначала постепенно и понемногу, а потом все быстрее и больше – насколько он хорош. Без излишней эффектности, спокойно и уверенно, Pentax K-5 располагает в свою пользу.
Управление удобное, снимки отличные, функциональность мощная и разнообразная. Да, до звания суперкамеры всех времен и народов Pentax K-5 не дотягивает, недостатки есть и у него, но ведь мы живем в реальном мире! Постепенно, спокойно, без лишнего шума, этот аппарат убедил нас, что достоин высшей оценки, которую мы вообще ставим в своих обзорах (причем очень редко!) – десять из десяти.
| |||