Совершенствуем знания • Свет и формы - ключевые элементы композиции

  304 Совершенствуем знания 0

Фотографы, от начинающих до самых опытных, ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы добиться успеха в поиске, вы должны составить образ, прежде всего, на основе двух вещей: света и соотношения форм. Об этом мы и поговорим в нашем новом уроке.

Сразу обратим внимание, что мы не упомянули о каком-либо «правиле композиции». Мы объясняли эти правила в нашей фотошколе ранее довольно таки подробно, поэтому не будем тратить на это время. Скажем только, что иногда можно и нужно игнорировать любое правило композиции.

Свет — это ключ к композиции, потому что пленка или цифровые датчики видят только уровни света, а не объекты. Чтобы понять разницу, давайте выберем пример, понятный каждому, например, одиночное дерево в лесу или роще деревьев. Возьмите солнечный день и посмотрите на дерево, когда солнце за вашей спиной. Вы увидите, как солнечный свет падает на ствол, вы увидите тени на стволе, отбрасываемые другими деревьями или даже ветвями рассматриваемого дерева. Вы увидите ствол как непрерывную твердую сущность, возвышающуюся над землей, потому что это именно то, чем он является! Но пленочный или цифровой датчик видит прерывистый набор более ярких и более темных пятен. В нем нет ничего непрерывного. Кроме того, вы ничего не можете сделать, чтобы пленка или сенсор воспринимали их как непрерывное целое.

Как только вы осознаете разницу между взглядом на свет и взглядом на объекты, вы встанете на путь успешной фотографии и композиции. Но это всего лишь шаг №1 из необходимого двухэтапного усилия. Второй шаг — увидеть взаимосвязь форм в кадре вашей камеры.

Давайте вернемся к дереву в тот же солнечный день и выясним, как превратить ствол (если рассматривать его как объект) во что-то, что пленка или сенсор воспринимают как непрерывный объект. Мы предлагаем пройти к другой стороне дерева и посмотреть на дерево через лучи на солнца. Поскольку вы стоите на затененной стороне от дерева, все остальные деревья перед вами, все стволы деревьев также находятся в тени. Теперь пленка или датчик видят их как непрерывные объекты.

Есть ли у этого первоклассного дерева форма — возможно, изгиб ствола или угол наклона его основных ветвей — повторяемая другими деревьями поблизости? Если да, то вы на пути к интересной композиции. Если вы посмотрите внимательнее, вы можете заметить, что некоторые деревья имеют сходную форму, так что вы не сможете не заметить, насколько они похожи и насколько одно перекликается с линиями другого. Другими словами, если другие деревья демонстрируют такие же или очень похожие формы, вы создали интересную взаимосвязь между формой двух деревьев.

Для такого сложного видения не существует «правила», потому что каждая фотография уникальна. Никакая другая группа деревьев нигде не продемонстрирует такой набор форм при таком освещении. Таким образом, вместо того, чтобы пытаться найти правила, которым вы должны следовать, чтобы создать успешную композицию, вы просто концентрируетесь на качестве света и визуальных взаимосвязей, которые вы видите. В этом случае вы контролировали качество света, глядя на солнце (тем самым помещая все стволы деревьев в тень), и вы максимизировали взаимосвязь форм в лесу.

С таким видением и мышлением вы уже на пути к созданию успешных композиций. Так что игнорируйте правила и работайте с пониманием света (то есть, видя свет так, как его видит пленка или датчики) и с намерением оптимизировать визуальные отношения форм в кадре вашей камеры. Вы даже можете обнаружить, что обрезка изображения в несколько ином соотношении, чем кадр вашей камеры, еще больше улучшает отношения. Действуйте! Не ограничивайтесь формой камеры, будь то 2×3, 4×5, 6×6 или что-то еще. Окончательное изображение не обязательно должно соответствовать размерам вашей камеры, оно должен соответствовать самому сильному способу видения.



Читайте также:
Комментарии
avatar