Совершенствуем знания • Фокусировка на глаза в портрете

  713 Совершенствуем знания 0

Самые лучшие портреты, казалось бы, создают прямой зрительный контакт между моделью и зрителем. Но насколько точная фокусировка на глазах может быть залогом успеха для портретной съемке? В данной статье, написанной по материалам публикации американского фотографа Джона Харриса, мы попытаемся разобраться в этом, а также в основных техниках создания акцента на глазах.

Для хорошего портрета нужно многое – может ли успех сводиться к простому зрительному контакту между моделью и камерой, и нужно ли вообще в портретной съемке концентрироваться на глазах?

Безусловно, есть замечательные портреты, которые не фокусируются исключительно на глазах, а иллюстрируют своих персонажей, используя другие аспекты – от общей позы до положения рук. Однако для понимания основ портретной съемки нужно знать, как и почему внимание на глазах объекта может быть так важно, и быть в курсе основных методов достижения этого внимания.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ФОКУСИРОВАТЬСЯ НА ГЛАЗАХ?

Ответ на этот вопрос может быть максимально простым, ведь «глаза – зеркало души» или, как сказал Уильям Генри, «глаза кричат о том, о чем губы боятся говорить». Глаза – самый визуально-выразительный инструмент человека. Мы ценим прямой зрительный контакт при личных встречах, а наша коммуникация значительно углубляется, когда мы смотрим друг другу в глаза.

Так и портрет – это своеобразный способ коммуникации, и если глаза вашей модели будут встречаться с вашим взглядом фотографа во время съемки, вам будет проще передать зрителю главные черты этого человека. Ваша задача как фотографа убедиться, что эти черты по-настоящему соответствуют человеку, а не искусственно «сыграны» в момент съемки. И это самый настоящий вызов.

Глаза могут сказать настолько много, поэтому старайтесь найти способ выйти за пределы их повседневного «стандартного» выражения. До и во время съемки создайте атмосферу, которая позволит модели чувствовать себя комфортно и позволит глазам раскрыть более глубокие аспекты личности. И будьте готовы запечатлеть эти моменты.

Один из первых вопросов, на который вам нужно ответить: хотите ли вы, чтобы модель смотрела прямо в камеру, приглашая к коммуникации или сталкиваясь взглядом со зрителем, или, напротив, смотрела немного в сторону, как будто фотограф и зритель скорее наблюдают за моделью со стороны.

Ваше понимание и взаимоотношения с моделью помогут вам выбрать подходящий вариант. И вы, безусловно, можете попробовать оба варианта в рамках одного фотосета, но в обоих случаях важно отмечать выражение глаз и держать их в фокусе.

А что делать, если вы планируете снимать модель в профиль или если один глаз вашей модели будет ближе к камере? Схожий вопрос касается ситуаций, когда вы снимаете групповые портреты – нужно решить, будут ли в фокусе глаза всех участников или только одного человека. Обычно считается уместным фокусироваться на глазе, ближайшем к камере, если голова слегка повернута. А когда в кадре несколько человек, вы можете использовать настройки объектива и камеры, чтобы держать глаза каждого из них в фокусе, или выбрать основной объект и сфокусироваться только на его глазах.

КАК СФОКУСИРОВАТЬСЯ НА ГЛАЗАХ

Направить взгляд зрителя на глаза модели можно разными способами, и опытный портретист может использовать и комбинировать для этого сразу несколько техник.

ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Самая простая техника – быть очень близко к объекту съемки: лицо снимается крупным планом, что практически требует от зрителя взглянуть модели в глаза. Расположите камеру прямо перед моделью и будьте настолько близко, насколько это комфортно для модели и насколько позволяет фокусировка. При этом точно настройте фокус, чтобы убедиться, что ближайший глаз или оба глаза резкие.

ПОЗЫ И НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА

Портретному фотографу важно уметь направлять модель, давая простые для выполнения инструкции, которые позволят запечатлеть модель в самом выгодном свете. Часто фотограф «направляет» взгляд модели – смотреть ли прямо в объектив или, например, на источник света, или для эффекта отвести взгляд от камеры. Положить руки на лицо, использовать «выгодные» положения тела и головы – все это проверенные методы для привлечения внимания к глазам объекта.

ДИАФРАГМА

Настройка диафрагмы для получения малой глубины резкости – другой способ создания мощного портрета с акцентом на глазах. Более низкие значения диафрагмы (то есть более открытая диафрагма), f/2.8 и ниже, создают очень малую глубину резкости, помещая фокус на очень узкой плоскости, в то время как остальная часть изображения будет расфокусирована. При съемке на широко открытой диафрагме, убедитесь, что постоянно сохраняете фокусировку на глазах. Это не всегда легко, так как даже небольшое движение может сместить фокус на нос или волосы.

При успешной съемке портрет с малой глубиной резкости, сфокусированный на глазах, будет великолепен. Остальная часть лица и фон будут красиво расфокусированы, а глаза будут сиять и привлекать внимание зрителя. Это распространенная техника, но помните, что вам нужно быть очень аккуратными с фокусом и не забывать компенсировать настройками ISO и выдержки попадание большего количества света в кадр. Большинство беззеркальных камер предлагают специальные функции для более точной фокусировки, включая фокус пикинг и увеличитель фокусировки.

ОСВЕЩЕНИЕ

Эффективное использование освещения – еще один способ создания ярких портретов с акцентом на глазах.

Работа с освещением – важный инструмент любого фотографа: вы можете использовать теплое солнечное освещение низко над горизонтом, чтобы «подсветить» глаза модели, или студийное вспышку, чтобы специально «выделить» глаза. Используя подходящий студийный свет и модификаторы, можно создать тени повсюду, кроме глаз, которые будут как бы «сиять» из тени. Другая техника – использование бликов, которые являются отражением самого источника света в глазах модели. Это один из проверенных методов создания привлекательных портретов.

РЕЖИМ АВТОФОКУСА ПО ГЛАЗАМ

Не все модели будут спокойно сидеть и выполнять команды, а даже те, кто добросовестно пытается сидеть на месте, обычно не может делать это слишком долго. К счастью, новые модели камер оснащены режимами фокусировки, которые распознают глаза в кадре и поддерживают фокусировку на них, даже если объект или камера двигаются. Такие функции называют Eye AF, или автофокусировка по глазам – этот основанный на алгоритмах искусственного интеллекта инструмент позволяет решить одну из самых больших проблем портретного фотографа.

Большинство производителей камер включают автофокусировку по глазам в той или иной форме в модели самого различного уровня – от начальных до профессиональных.

Хотя функции Eye AF представляют собой значительный технологический скачок, они работают не безошибочно. Чтобы улучшить их работу, лицо модели должно быть достаточным образом освещено. Также стоит использовать режимы непрерывного/следящего автофокуса с активированным режимом автофокуса по глазам, чтобы повысить вероятность сохранения фокусировки на глазах, когда объект движется.

Четкая фокусировка на глазах модели – важный шаг в создании профессиональных портретов. Как всегда, для усовершенствования навыков, необходима практика, поэтому снимайте как можно чаще, в студии и на улице, и не бойтесь экспериментировать с техниками – какие-то из них подойдут вам лучше, а какие-то даже смогут стать неотъемлемой частью вашего стиля.

При подготовке статьи использовались материалы bhphotovideo.com



Читайте также:
Комментарии
avatar