Компьютер для фотографа • Выбор принтера

  20262 Компьютер для фотографа 1

Печать изображений — неотъемлемая часть работы фотографа. Ведь далеко не всегда электронная картинка — это финальный этап проекта. Чтобы ни от кого не зависеть, удобно делать это самому - благо, выбор техники весьма широк. Но какой принтер выбрать? И как добиться от него желаемого результата?

Главное, что нужно знать при ответе на этот вопрос то, что печать - это не цель, печать - это инструмент. Причем инструмент, позволяющий делать материальные предметы из их виртуальных копий. Напечатанное изображение обладает неоспоримым преимуществом по сравнению со своим электронным двойником - оно может выполнять свое предназначение. Если это наклейка, ее можно наклеить; если открытка или фотография, ее можно подарить; если принт на футболку или татуировка - водворить на место. Кроме того, при печати автор получает дополнительный инструмент для воплощения своей идеи - материал. Он может быть практически любым:
глянцевым или матовым, гладким или фактурным, гибким или жестким, белым цветным, прозрачным, магнитным... Продолжать можно долго. Не говоря уже о том, что эти материалы можно комбинировать. У-у-у... Куда там монитору!

В общем, если вы никогда не рассматривали принтер как инструмент творца - вам есть над чем задуматься!

Проблема выбора

Принтер — вещь в хозяйстве полезная. Но моделей принтеров много. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? Для начала надо понять, что вам нужно от принтера, для чего ответить на несколько вопросов: 

1. КАКОЙ МАКСИМАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПЕЧАТИ НУЖЕН? А КАКОЙ ФОРМАТ ЧАЩЕ ВСЕГО? И КАК ЧАСТО ВЫ БУДЕТЕ ПЕЧАТАТЬ ФОТОГРАФИИ МАКСИМАЛЬНОГО ФОРМАТА? НУЖНА ЛИ РУЛОННАЯ ПЕЧАТЬ?

Формат печати - одна из ключевых характеристик принтера. Всегда приятно иметь возможность напечатать большую- пребольшую картинку. И длинную-предлинную панораму. Но есть ли смысл платить за принтер формата АЗ с рулонной подачей, если печатаете вы в основном изображения размером 10x15 и иногда А4, а панорамы не снимаете вообще? Лучше решить это для себя заранее.

2. КАК ДОЛГО ДОЛЖНЫ «ЖИТЬ» ОТПЕЧАТКИ? КАК ОНИ БУДУТ ХРАНИТЬСЯ? ВИСЕТЬ НА СТЕНЕ ИЛИ ЛЕЖАТЬ В АЛЬБОМЕ?

Выбирая принтер, вы выбираете не только «железо», но и тип чернил, с которым будете работать. Пигментные чернила выцветают в меньшей степени, чем водорастворимые. При «настенном» хранении это важно. С другой стороны, если фотографии будут лежать в альбоме, тип чернил не очень важен, в темноте с ними ничего не случится долгое время. Точно так же, если вы готовы менять картинки на стене по мере выцветания (надоела - выбросил, напечатал новую), спокойно можно использовать водорастворимые чернила. Они дешевле и более неприхотливы.

3. КАКОВА МАКСИМАЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ БУМАГИ, С КОТОРОЙ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ РАБОТАТЬ?

Некоторые принтеры имеют только нижний лоток подачи бумаги. Проходя через него, бумага должна изогнуться дугой. Далеко не все плотные материалы на это способны. Если вы хотите быть уверенным, что принтер сможет захватить бумагу плотностью выше 230 г/м², выбирайте устройство, у которого есть верхний лоток подачи.

4. МНОГО ЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ПЕЧАТАТЬ?

В среднем на фотографию формата А4 с более-менее равномерном заполнением цветом (например, пейзаж) уходит примерно 1-1,5 мл чернил. Если вы планируете печатать много, имеет смысл потратиться на принтер, использующий картриджи повышенной емкости. Само устройство будет несколько дороже, но со временем экономия на чернилах все равно выведет вас в плюс.

5. НУЖНЫ ЛИ ВАМ В ПРИНТЕРЕ WI-FI, ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ С СЕНСОРНЫМ ЭКРАНОМ И ПРОЧИЕ БЛАГА ЦИВИЛИЗАЦИИ?

Как правило, механизм печати в «навороченных» устройствах тот же самый, что и в более простых. Сэкономив и купив «спартанца», в качестве конечного изображения вы не потеряете.

6. ИЗОБРАЖЕНИЯ КАКОГО ТИПА В ОСНОВНОМ ПРЕДСТОИТ ПЕЧАТАТЬ? ФОТОГРАФИИ? ГРАФИКУ? ЭСКИЗЫ? ЧТО ВАЖНЕЕ, КАЧЕСТВО ИЛИ СКОРОСТЬ?

Для печати фотографий лучше обратить внимание на 6-цветные (и более) модели. Принтеры с большим количеством цветов дадут более качественную цветопередачу. Для черно-белых фотографий имеет смысл обратить внимание на модели с дополнительными серыми картриджами. Если же вам нужно печатать главным образом графику, эскизы и другие не столь требовательные к качеству изображения, можно остановить свой выбор на более простых четырехцветных принтерах.

7. НУЖЕН ЛИ ВАМ СКАНЕР?

Если да, МФУ - удачный выбор. Это одновременно принтер, сканер, копир и экономия места. 

 

Какие бывают принтеры

За свою долгую историю человечество изобрело много разных способов печати изображений. Современные настольные устройства в основном используют три: лазерный, термосублимационный и струйный.

СТРУЙНЫЕ

Струйные принтеры условно можно разделить на 3 группы:

  • ПОРТАТИВНЫЕ

Формат 10x15 или А4, могут работать от аккумулятора. Подойдет для моментальной печати фотографий на месте съемки. Однако за мобильность придется платить: картриджи маленькие, надолго их не хватит.

  • НАСТОЛЬНЫЕ

Формат А4 или A3. Печатают в основном на листовых материалах, продвинутые модели могут использовать рулонную бумагу. К этой категории относится большинство моделей. Хорошо подойдут для дома или небольшой студии.

  • МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

Настольный принтер, объединенный со сканером, иногда с факсом. В большинстве своем - формата А4, однако встречаются и модели А3.

  • ШИРОКОФОРМАТНЫЕ

Они же плоттеры. Формат А2 и выше. Коммерческие модели. В основном печатают на рулонных носителях, листовая печать - скорее дополнение, чем основная функция, правда, есть и исключения. В плоттерах используются картриджи высокой емкости, что снижает стоимость отпечатка.

"+":

•    Высокая скорость печати

•    Хорошая цветопередача

•    Широкий выбор материалов

•    Возможна печать на цветной бумаге

•    Практически неограниченный формат печати

"—":

•    Невысокая скорость печати

•    Отпечатки, в большинстве, не водостойкие

•    Требовательность к материалам

 

ЛАЗЕРНЫЕ

Принцип лазерной печати таков: луч лазера формирует изображение на чувствительном барабане, «рисунок» притягивает несущие заряд частицы тонера, они переносятся на бумагу и закрепляются нагреванием в печке. Отпечатки не боятся внешних воздействий, тонер обладает высокой степенью непрозрачности и хорошо ложится даже на цветные и металлизированные бумаги. Однако качество печати у бюджетных моделей (да что там, печатные машины нижней ценовой категории тоже этим грешат) оставляют желать лучшего: это и далекая от идеала цветопередача, и зачастую заметная глазом структура растра. Вдобавок многие узлы (барабан, печка, лента переноса) со временем требуют замены, а это значительно увеличивает стоимость печати.

"+":

•    Высокая скорость печати

•    Недорогая бумага

•    Тонер не боится воды

•    Возможна печать на цветной бумаге

"—":

•    Высокая стоимость устройств

•    Скрытые расходы (замена барабанов и других узлов)

•    Заметный растр

•    Слабая цветопередача

 

ТЕРМОСУБЛИМАЦИОННЫЕ

Этот метод печати не очень широко распространен, но без него картина была бы неполной. В термосублимационных принтерах используется твердый краситель, нанесенный на пленки (для каждого цвета своя). Бумага, имеющая специальный слой, способный воспринимать краситель, несколько раз прогоняется через принтер. При каждом проходе нагретый краситель одного цвета испаряется с пленки и переносится на бумагу, формируя изображение. Принтеры этого типа дают достаточно качественное и стойкое изображение. Однако печать происходит медленно, а расходные материалы дороги. Максимальный же формат отпечатка пока еще редко превышает 10x15 см.

"+":

•    Красивое изображение, сочные цвета

•    Недорогая бумага

•    Стойкость отпечатка

"—":

•    Высокая стоимость устройства

•    Высокая стоимость отпечатка

•    Маленький формат

 

Как это устроено

Описания того или иного устройства часто пестрят обили¬ем чисел, характеризующих различные возможности принтера или МФУ. Иногда это сбивает с толку. Впрочем, ситуация не безнадежна. Главное понимать, что скрывается за тем или иным понятием. 

РАЗРЕШЕНИЕ

Разрешение, указанное в описании принтера, показывает, сколько точек по горизонтали и по вертикали принтер способен поставить на один дюйм. Чем выше разрешение, тем более тонкие детали удастся отобразить.

КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ

Чем больше количество цветов, используемых при печати, тем точнее принтер может отображать цвета и плавнее выводить переходы и полутона. Впрочем, для качественной печати фотографий вполне достаточно 6 цветов. Больше - хорошо, но не обязательно.

Бывает и такое, что количество картриджей больше, чем количество цветов. Не удивляйтесь, дело в дополнительном черном цвете для лучшего качества печати разных типов изображений.

СКОРОСТЬ

Как правило, говоря о скорости печати, производители немного лукавят. Внушительные числа (чуть ли не до 40 страниц в минуту) обычно соответствуют печати текста в самом низком качестве. Среднестатистический фотопринтер печатает изображение формата А4 в хорошем качестве примерно 1,5-2 минуты.

МИНИМАЛЬНЫМ РАЗМЕР КАПЛИ

Вроде все просто. Чем меньше размер попа¬дающей на бумагу капли, тем большей детализации можно достичь. Однако не стоит придавать этой характеристике слишком большое значение. Обычно производители указывают минимальный размер капли, которую способна выдать головка. И совсем не обязательно этот размер капли будет нужен часто. К примеру, многие настольные модели имеют минимальный размер капли 1,5 пиколитра. А плоттеры - 4. И это совершенно не мешает им считаться образцами качества профессиональной печати.

ПЕЧАТАЮЩАЯ ГОЛОВКА

Важнейшая часть струйного принтера. Именно она подает чернила на бумагу. Случись с ней что - о качестве можно забыть. Существует два вида головок: термо- и пьезо-. В термоголовках в каждом сопле расположен небольшой элемент, в нужный момент мгновенно нагревающийся до нескольких сотен градусов. Чернила, находящиеся в канале, вскипают, выделяющиеся пузырьки воздуха выстреливают их наружу. Пьезоголовки устроены иначе. В соплах находятся кристаллы, способные изменять свою форму под действием электричества. Получив сигнал, кристалл искривляется, изменяя давление, и выталкивает каплю на бумагу.

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ЧЕРНИЛА

Пусть название не вводит вас в заблуждение, это не единственный тип чернил, где в качестве растворителя используется вода. Терминологически более верное название этих чернил - «на основе красителя» (dye-based). Он «плавает» в растворе в виде отдельных молекул (можно сравнить с гуашью или акварелью). Такие чернила дешевле и проще в производстве, обладают хорошей цветопередачей, дают яркие, насыщенные цвета и хорошо ложатся на любые типы поверхностей.

С другой стороны, достаточно легко выцветают и вымываются водой.

ПИГМЕНТНЫЕ ЧЕРНИЛА

В качестве растворителя также используется вода, а вот краситель представлен уже не отдельными молекулами, а частичками пигмента. Они менее подвержены действию света (если разрушается одна молекула, частичка все равно сохраняет окраску) и воды. Они дороже из-за сложного производства и не всегда хорошо закрепляются на глянцевых поверхностях.

 

Печатные материалы и постобработка 

На чем печатать - важно выбрать правильно. Удачное решение подчеркнет достоинства фотографии и сделает отпечаток более выразительным, а может быть, и более функциональным. Неудачное - наоборот, может исказить замысел, а то и вовсе провалить всю затею.

Хорошенько взвесьте, каковы требования к качеству изображения, и в плане физических свойств. После печати фотографию полезно накатать (приклеить, проще говоря) на твердую основу: пенокартон или пластик или оформить в паспорту. Во-первых, это придаст работе завершенность и добавит солидности, а во- вторых, это практично. Крепить на стену что-то твердое намного лучше, чем просто лист бумаги. Ламинация поможет защитить изображение от внешнего мира. От воды и в какой-то степени от ультрафиолета. Это удобный способ облагородить недорогие струйные бумаги. Глянцевая пленка повысит насыщенность и контрастность изображения и добавит блеск, а матовая, наоборот, немного приглушит цвета и сгладит контрастность. При имитации живописи можно использовать текстурные акриловые гели. Нанесите их на отпечаток достаточно толстым слоем и изобразите кистью движения руки художника. Через некоторое время гель застынет, сохранив рельеф, который вы ему придали. Теперь подробно про сами носители. 

• ОФИСНАЯ БУМАГА

Привычная недорогая бумага плотностью 80 г/ м². «Голая» целлюлоза, капли чернил впитываются не очень ровно, границы цветов не очень четкие, краситель уходит вглубь - картинка получается тускловатой. Случайная капля воды превращает изображение в кляксу. Печатать фотографии однозначно нельзя, одноразовую схему проезда в магазин - вполне.

• БУМАГИ ДЛЯ СТРУЙНОЙ ПЕЧАТИ

Глянцевые, матовые со специальным покрытием, должным образом впитывающим чернила. Отпечатки сохнут быстро, цвета что надо, бумага недорогая. Обратная сторона медали: без дополнительной защиты бумага со временем желтеет, отпечатки боятся воды (матовые больше, глянцевые меньше). Бумаги подойдут для печати фотографий, которые либо будут храниться в альбоме, либо которые со временем не жалко заменить новыми отпечатками.

• МИКРОПОРИСТЫЕ БУМАГИ

Это более дорогие бумаги, приемный слой которых устроен сложнее. Он лучше впитывает чернила и запирает в себе краситель, защищая его от воздействия влаги. При попадании воды картинка может незначительно изменить цвет (стать чуть темнее или светлее), но четкости не потеряет. Двустороннее полимерное покрытие основы защищает лист от коробления и вообще от влаги. Благодаря многочисленным дополнительным слоям отпечатки практически не боятся внешних воздействий, а сама бумага со временем не желтеет. Этот класс бумаг можно посоветовать профессионалам, для которых важно в первую очередь качество отпечатка, и столь же требовательным любителям.

•  ФАКТУРНЫЕ БУМАГИ

Обычно это простые бумаги для струйной печати, пропущенные через валы с определенным узором. Результат - кожа ящерицы, папирус или лунная поверхность. Затейливая бумага может стать удачным дизайнерским ходом при печати иллюстраций или графики. Для печати портретов лучше использовать осторожно - не всякая модель обрадуется, увидев у себя на лице кратеры и следы метеоритных дождей.

• АРТ-МАТЕРИАЛЫ

Дорогие качественные носители. Как правило, имитируют традиционные материалы: акварельную бумагу, тканые холсты, традиционные баритовые бумаги для «мокрой» печати... Идеально подходят для печати репродукций или имитации какой-либо традиционной техники.    

• САМОКЛЕЯЩИЕСЯ МАТЕРИАЛЫ

Носители с клеевым слоем. Бывают предварительно рассечены на наклейки небольшого размера. Стикер на холодильник, компакт-диск, школьную тетрадку, коробку на антресоли, банку с вареньем, фото на пропуск... все, на что хватит фантазии.

• ТЕРМОТРАНСФЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К ним относятся бумаги и пленки, предназначенные для переноса изображения на ткани. Печатаем любимый натюрморт, прикладываем к футболке, закрепляем утюгом или термопрессом. Уникальный объект искусства готов.

• ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Магнитная бумага, временные татуировки, пленки для проекторов... Мир струйных материалов воистину безграничен. Если хорошенько поискать, найдется все что угодно.

 

Часто задаваемые вопросы

Как и любое устройство, струйные принтеры требуют ухода и бережного обращения. Рассмотрим основные проблемы, которые могут возникнуть у владельца струйного принтера, и пути их решения. 

ПРИНТЕР «полосит»

При печати на изображении появляются полоски. Засорение дюз - одна из самых распространенных проблем струйной печати. Выберите для принтера место вдали от батарей и прямых солнечных лучей. Постарайтесь не оставлять его без работы надолго. Если все-таки собираетесь какое-то значимое время не печатать на нем, выключите принтер. При выключении он зафиксирует головку в безопасном положении и закроет ее каппой, это будет дополнительной защитой от засыхания. Берегите принтер и бумагу от пыли. Пыль, попавшая на головку, может доставить немало хлопот. Ну и конечно, используйте качественные чернила. Опыт говорит, что при соблюдении этих несложных правил принтер работает без проблем даже после двухнедельного отпуска или новогодних праздников.

КЛЯКСЫ

Кляксы обычно возникают в местах, где печатная головка задевает бумагу. Либо это загнутый и мятый лист (если кляксы по краям), в этом случае постарайтесь его распрямить, а лучше возьмите новый; либо (если кляксы в середине листа) на тонкую бумагу подается слишком много чернил и она коробится. В этом случае попробуйте поменять тип носителя в настройках печати, либо возьмите бумагу поплотнее.

БУМАГА НЕ ЗАХВАТЫВАЕТСЯ

Если проблема возникла с нижним лотком, скорее всего, дело в высокой плотности бумаги: жесткий материал не может изогнуться и пройти через податчик. Возьмите менее плотную бумагу или используйте верхний лоток.
Если и с верхним лотком непорядок, проверьте, не забились ли бумажной пылью резиновые ролики, захватывающие бумагу. Прочистить их можно либо при помощи специального спрея, либо влажной тряпочкой или салфеткой (помогает не хуже). Не стоит использовать спирт или дру¬гие агрессивные вещества. Резина потрескается, потеряет гибкость, и ролик придет в негодность окончательно.


На этом мы заканчиваем наш краткий курс "Компьютер для фотографа", всего вам, друзья, самого фотографического!


Читайте также:
Комментарии
1 vlminaev  
Вообще-то расход чернил порядка 1 мл при "пейзажном" заполнении хватит на А6 (10х15 см), никак не А4.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход