Основные светофильтры

27.09.2010 10735 Справочная информация 0
Несмотря на то, что потребность в светофильтрах сократилась благодаря таким программам редактирования изображений, как Adobe Photoshop, некоторые светофильтры все же нужно иметь в комплекте фотоаппаратуры. В этой статье упоминаются и менее важные светофильтры, которые изменяют свет особым образом и без которых получить некоторые виды изображений было бы трудно или просто невозможно. 


Далеко не все цифровые фотокамеры допускают применение стандартных светофильтров, а некоторые модели работают только со специальными светофильтрами, изготовляемыми и рекомендуемыми производителем. Для навинчивания стандартного светофильтра на передней части объектива должно быть установлено кольцо с резьбой. 
 При наличии такого кольца на объективе должен быть указан размер фильтра, подходящего для данного объектива. Ниже рассмотрены основные светофильтры. 

Светофильтры ультрафиолетового излучения.

Такие светофильтры сделаны из чистого стекла и применяются, главным образом, для защиты объективов (передних линз) от внешних воздействий и царапин, например, о ветки деревьев или кусты. Как правило, они стоят от $10 до $40. 


Кроме того, ультрафиолетовые светофильтры позволяют избавиться от влияния атмосферной дымки на четкость снимка. Применяются для защиты матрицы фотокамеры от УФ излучения на высокогорье.


Поляризационный светофильтр.

Поляризационный светофильтр считается едва ли не самым необходимым из всех светофильтров. Подобно всем остальным, он видоизменяет свет, поступающий в объектив. И главным его свойством является способность удалять ослепительный блеск и отражения от поверхности воды и стекла. Он также позволяет сделать небо темнее и усилить цветовой контраст и насыщенность. Подобным образом можно сделать более четким и менее туманным освещение снимаемой сцены. Степени поляризации зависит от нескольких факторов, включая время дня, угол падения света относительно снимаемой сцены и отражательные свойства поверхности. 


Наиболее подходящим поляризационным светофильтром для зеркальной цифровой фотокамеры с автоматической фокусировкой является круговой поляризатор. Круглый поляризатор содержит вращающееся спереди светофильтра кольцо для регулировки степени поляризации.

Поляризаторы представляют собой затемняющие светофильтры, которые уменьшают количество света, поступающего в объектив. И как правило, это означает уменьшение диафрагмы или увеличение выдержки. Благодаря данному свойству поляризаторы больше подходят для фотокамер с экспонометрией через объектив (TTL), где не нужно рассчитывать специальные компенсационные поправки. В фотокамерах с дальномером и экраном ЖКИ, на котором отображается то, что видно в объектив, круглые поляризаторы могут быть использованы таким же образом, как и в зеркальных цифровых фотокамерах, т.е. путем вращения кольца для получения наилучшего эффекта. Правда, на экране ЖКИ трудно что-то увидеть при ярком свете, что затрудняет правильную оценку поляризационного эффекта. 

На натурных съемках без поляризационного фильтра просто не обойтись. И несмотря на то что в Photoshop голубое небо можно сделать темнее и увеличить насыщенность некоторых цветов в изображении, эти меры не могут заменить хорошего поляризационного светофильтра. На наш взгляд, это одна из самых нужных принадлежностей в комплекте цифровой фотоаппаратуры.


Светофильтры с нейтральной оптической плотностью.

Такие светофильтры сокращают количество света, поступающего в объектив. А поскольку светофильтры данного типа обладают нейтральной оптической плотностью, они не оказывают влияния на цветовой баланс снимаемой сцены. Светофильтры с нейтральной оптической плотностью применяются в тех случаях, когда при ярком свете нужно добиться определенного эффекта, например, малой глубины резкости при широко открытой апертуре или размытости движения при большой выдержке. Классическим примером является съемка текущей воды при большой выдержке или длинной травы, колышущейся на ветру. Установив светофильтр с нейтральной оптической плотностью перед объективом, можно сократить количество проникающего в него света и в то же время уменьшить диафрагму и увеличить выдержку. 


Съемка воды с HD-фильтром

С появлением цифровых фотокамер стало возможным получить упомянутый выше эффект в цифровой фотолаборатории. Хотя для этого требуется определенный опыт работы в Photoshop. Поэтому тем, кто таким опытом не обладает или стремится извлечь максимальную пользу из самой фотокамеры или снимаемой сцены, для решения подобных фотографических задач рекомендуется применять светофильтры с постепенно изменяющейся нейтральной оптической плотностью.


•  Градиентные ND фильтры

Основное отличие от просто ND фильтров - затемнение на них идёт градиентом, от тёмного к прозрачному, в зависимости от плотности. Такие фильтры хороши, когда нужно, к примеру, затемнить небо. 



Но у них есть и свои минусы, например, постепенный переход представляет собой прямую линию. Большинство таких фильтров имеют прямоугольный вид и имеют специальные держатели.


•  Цветные и градентные цветные фильтры

Цветные фильтры используются достаточно редко, зачастую только для чёрно белой фотографии, чтобы манипулировать контрастностью снимка. В качестве примера можно использовать красный фильтр, который позволит повысить контраст между небом и облаками, чтобы облака выделялись на фоне неба. 



Но так как мы говорим о цифровой фотографии, такие фильтры не особо применимы. Разве что за исключением градиентных цветных фильтров, которым можно сменить к примеру цвет неба и облаков.




Читайте также:
Комментарии
avatar