Как провести грамотную съемку музыкантов на концерте

21.06.2015 4941 Советы по фотографии 4
У многих из вас, мои уважаемые читатели, возникало желание произвести фотосъемку концерта любимого исполнителя или группы. Помимо банального интереса, это может вам пригодиться и для профессионального роста как фотографа, узнать ваши возможности и вашей фотоаппаратуры в сложных по свету и проведению съемки условиях. В данной статье я расскажу вам и о своем практическом опыте совмещения мира музыки и фотографии. 
 
Сразу хочу уточнить - финансовые вопросы в этой статье я не затрагиваю, указанные цели любительские и не имеют ничего общего с оплатой работы профессионального фотографа. 
 
 
Как выбрать объект фотосъемки
 
Музыка, как и фотография, глубоко проникла в широкие массах к настоящему времени. Среди ваших друзей или знакомых нет-нет, а музыканты найдутся (мой сын, как и многие подростки, пробует свои силы в рок-группе), либо они даже сами к вам обращались, если вы практикующий фотограф. Воспользуйтесь такой ситуацией. 
 
Но лучшим вариантом будет съемка профессиональных музыкантов - такие группы используют мощное световое оборудование, их образы в выступлениях очень яркие, как и сценические костюмы, а съемка будет интересной и многогранной. К тому же вы сможете насладиться творчеством знаменитостей и непосредственно с ними пообщаться. 
 
 
При этом вы должны обладать уже достаточным опытом в фотографии и достаточного высокого уровня фотоаппаратурой (вам, скорее всего, потребуется достаточно дорогостоящий светосильный длиннофокусный объектив, ведь сцена может быть от вас на приличном расстоянии), чтобы не разочаровать результатами съемки и музыкантов, и тех, кто следит за их творчеством и увидит ваши фотографии. Эту ответственность надо понимать.
 
 
Как организовать съемку
 
Многие музыканты славятся своим холодным отношениям к фотожурналистам, поэтому, даже если вы хотите снять несколько портретов, вам все-равно понадобится взять коммуникацию с группой на себя. Используйте социальные сети, информацию с официальных сайтов и афиш, чтобы выйти на администрацию музыкантов и заранее обговорить возможность съемки, время, место, нюансы. Будьте готовы к тому, что вам придется показать свое портфолио, если поступит такая просьба. Подберите ваши лучшие фотографии (лучше портреты или съемки концертов, если у вас уже был такой опыт) заранее. И смело ищите контакт - артистам всегда нужны яркие фотографии для своих афиш и объявлений в интернете, для статей о группе. Для большого музыкального мероприятия вам, скорее всего, потребуется официальная аккредитация, которую выдают своим сотрудникам газеты, журналы, интернет-СМИ. 
 
В моем городе предстоял концерт известной симфо-рок-группы Symfomania, творчество которой меня увлекало, а желание провести фотосъемку привело меня именно в соц. сети, где удалось, после показа своих фотографий, получить разрешение на фотосъемку. Хочу сказать, что мне очень повезло, продюсер и участницы группы (а коллектив исключительно женский) были очень доброжелательны, общительны и открыты, и получить разрешение не составило большого труда. Сразу было оговорена съемка саундчека -  процесс настройки звукового оборудования и аппаратуры, а также проверка звука перед началом мероприятия, и самого концерта, с доступом за кулисы. Все складывалось как нельзя лучше.
 
На сцене - Symfomania
 
Далее следует вместе с группой проработать концепцию съемки, в каком стиле будет съемка. Не используйте устоявшееся клише для фотосессии, проявите фантазию. Пусть это будет настоящий стиль, которые подходит коллективу. Вас должны запомнить как фотографа, который знает, что такое творчество. 
 
Мне была предоставлено полная свобода в поиске сюжета съемки, из особых условий было оговорено, что отснятый материал перед публикацией будет показан девушкам и продюсеру - согласитесь, что музыканты имеют право на свою точку зрения на фотографии, где они получились наиболее интересно. И это мнение может не совпадать с вашим - смиритесь с этим сразу.
 
 
Место для съемки
 
Для съемки музыкантов возможны несколько мест съемки: фотостудия; городские условия, которые подчеркнут образ группы, стиль и концертная площадка, которая в моем случае была единственным вариантом. Но во всех вариантах следует убедится, что на локации достаточно места для вашего оборудования (если вы его используете), в расположении источников света и особенностях самой площадки. 
 
За кулисами, перед выходом на сцену
 
Я достаточно много потратил времени на поиск удобных точек съемки, сделал тестовые снимки различными объективами, изучил все подходы, входы и выходы на сцену и за кулисы (пока на саундчеке было достаточно неконцертного освещения - во время выступления на это не будет практически никаких возможностей, поверьте). Особо обратите внимание на расположение аппаратуры возле сцены, где вы наметили точки съемки - это огромное количество проводов, усилителей, сценического света и т.д. - запомните них расположение и постоянно смотрите под ноги и по сторонам, ведь желание сделать хороший кадр увлечет вас. Оговорите возможность выйти на сцену во время выступления - кадры крупным планом очень красивы, а снятые с близкого расстояния исключают промахи в фокусировке длиннофокусными объективами. Если такое разрешение вы получили - не злоупотребляйте этим, ваше появление должно быть максимально коротким и не помешать выступлению. Учтите, что на сцене, особенно на полу, количество коммуникаций значительно, изучите их расположение, чтобы не сорвать выступление. Вас просто казнят тогда :).
 
 
Фиксируйте индивидуальность при съемке
 
Итак, после всех приготовлений, настройки своего фотооборудования, вы непосредственно подошли к этапу фотосъемки. Теперь вам тем более следует проявить весь свой талант фотографа в деле. Еще раз прокрутите в голове все ее детали, продумайте, какие кадры вы хотите получить, с каких точек вы будете фотографировать, и как двигаются по сцене музыканты. О последнем можно узнать, посмотрев заранее видео с концертными выступлениями, благо интернет позволяет это сделать беспрепятственно, а также посмотрев на саундчек.
 
 
Непосредственно в момент съемки - вы у руля. Реализуйте свои задумки смело, не бойтесь импровизировать. Конечно, вам повезет, если это не группа, а отдельный музыкант, с которым проще работать. Однако, если даже перед вами семь человек состава (именно столько участниц группы Symfomania  - две скрипки, альт, виолончель, клавишные, арфа и ударные), будьте так же уверенны перед ними.
 
 
Ранее было упомянуто, что это портретная съемка, и в основном этот так. Музыканты - это обычные люди, к которым вы можете применить все свои знания относительно съемки портретов. Не забудьте на концерте ловить освещение именно лица, акцентируйте внимание на особенностях личности. Но не забывайте и об общих планах площадки, особенно если вы снимаете группу.
 
 
 
Съемка выступления
 
Вы можете не быть чьим-то фанатом, но с музыкальным направлением той группы, которую фотографируете, должны быть знакомы. Нужно понимать, как себя будут вести на сцене музыканты и какой стиль поведения в кадре вам необходимо воссоздать. Отразите визуально ту мысль, которой музыканты делятся с помощью своего творчества. 
 
 
Существует множество способов сделать ваши фотографии интересными, некоторые идеи вам следует заранее подготовить перед съемкой. О поиске точек съемки я уже рассказал выше. Фокусироваться следует на каком-то одном из музыкантов, т.к. все они находятся на разном расстоянии от вас, а открытая диафрагма объектива не позволит получить большую ГРИП. Больше внимания уделите солисту, который является лидером группы, ее лицом. Обычно именно с ним ассоциируют весь музыкальный коллектив. Сфотографируйте его с разных углов.
 
 
На масштабном мероприятии использование вспышки может быть запрещено, поэтому вам придется ограничиться доступным освещением от прожекторов и цветных фонарей. Наблюдайте за светом, старайтесь захватить музыкантов, когда он на них падает особенно красиво. Но не пытайтесь получить разрешение, по опыту скажу, что вспышка нужна лишь при съемке за кулисами и при саундчеке, на концерте она лишь забивает очень "вкусное" концертное освещение, а о том, что мощный импульсный посторонний источник света может помешать выступлению - говорить излишке. Место вашей вспышке во время выступления - в кофре.
 
 
Самая большая проблема для фотографов на концерте – темнота. На сцене много неосвещенных участков. Вам помогут светосильная оптика и повышенное до приемлемого значение ISO, а также потребуется использовать более длительную выдержку. Обычно, когда вы снимаете с рук, выдержку можно установить не дольше, чем обратно пропорциональное значение фокусного расстояния. Например, если вы снимаете объективом 85 мм, то выдержку можете поставить примерно до 1/80. Совет: снимайте в RAW, ведь вам наверняка понадобится прибегнуть к постобработке.
 
 
Вам важно научиться снимать качественно на уровне инстинктов. Будьте терпеливы, научитесь ждать подходящий момент. Следите, чтобы камера всегда была готова, не надо каждый раз ее выключать и надевать крышку на объектив. В нужный момент сделайте кадр. Используйте скоростные карты памяти для съемки серий, которые не должны быть длинными.Не делайте снимки наобум в серийном режиме, ведь пока ваша камера очищает буфер памяти, то на сцене может произойти что-то интересное, что вы не сможете сфотографировать.
 
 
Отбор лучших работ
 
Итак, концерт окончен, наступил один из самых важных этапов - обработка фотографий и отбор лучших из них в фотоотчет. Выбирать лучшие кадры после отснятой фотосессии всегда непросто, ведь, помимо очевидного брака (приготовьтесь, что при столь сложном освещении его будет большое количество), вам встречаются и вполне подходящие для последующей обработки кадры, которые вы предполагаете «доделать» в графическом редакторе. 
 
 
В качестве результата вы должны будете предоставить исполнителям или администрации артистов именно те фотографии, которые они ожидали получить. Если вам не хочется ошибиться с конечным выбором фото музыкантов, пусть они и помогут - покажите весь отснятый материал, который получился технически качественным. Возможно, группе понравится кадр, который не столько интересен вам, но полностью их устроит, а в последующем постпродакшене вы сможете сгладить все недостатки снимка.
 
 
 
Что в итоге
 
Неважно, напечатают ли ваши итоговые кадры в журнале, соц. сетях, будут ли они в вашем портфолио - вы получите бесценный опыт репортажной съемки в сложных условиях и узнаете предельные возможности вашего оборудования. Это отличный способ познакомится с музыкантами "в живую", наладить контакт с вашими кумирами, возможно даже подружиться с ними. Разве может быть что либо лучше? 
 
 
Получайте удовольствие от такой съемки и развивайте свои профессиональные качества. Всего вам фотографического!
 
И в качестве бонуса за терпение тем, кто прочел эту статью до конца - запись выступления фантастически потрясающей группы Symfomania!
 
 
 
Фото в статье - автора, © Дмитрия Маркелова


Читайте также:
Комментарии
avatar
Очень познавательная статья. Спасибо!

Вряд ли мне случиться подобраться так близко, но поснимать на концерте не откажусь, если выпадет случай, поэтому, для себя хочу прояснить: «Например, если вы снимаете объективом 85 мм, то выдержку можете поставить примерно до 1/80» - действительно ли достаточно короткая выдержка, ведь музыканты постоянно в движении! Где-то, может, и хорошо, показать смаз руки, водящей смычком, а как же поймать развивающиеся, откинутые волосы?

Не хотите ли сказать, что, снимая на 35 мм (50 мм ЭФР), я могу выставлять выдержку 1/60?

Где-то давно нашёл, для себя записал:

1/4 сек. и длиннее
- обязательно нужен штатив
1/8 - слабоеосвещение, нужен штатив
1/15 - Пасмурно.В большинстве случаев нужен штатив
1/30- Это самая длительная выдержка для
съемки с рук.
1/60 - можно снимать с рук,но без телеобъектива
1/128 - шагающийчеловек
1/250 - бег
1/500 - велосипедист
1/1000и короче - автогонки.

+ ВЫДЕРЖКАВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ МЕНЬШЕ ФОКУСНОГО
РАССТОЯНИЯ!


И второй вопрос. Снимок фотографирующего на планшет сделан при диафрагме 2.0 и задний план размылся в боке. Снимок с барабанщицей на переднем плане - почему остальных не так сильно размыло? Боке нет, т.к. барабанщица не так близко, но, всё-таки, она довольно далеко от остальных. Зажали диафрагму? Или в темноте глубина резкости увеличивается?
avatar
0
По выдержке. Я не буду влезать в спор, какая выдержка правильнее. Меньше 1/ФР - это верно. Но у меня, лично, правило - не длиннее 1/250, чтоб не думать - бегает кто то или сидит. Но в таких условиях неминуемо придется поднимать ИСО. Поэтому голова должна работать постоянно - ИСО, выдержка, диафрагма. Конечно, если более статичная картинка - можно и нужно увеличивать выдержку и убирать ИСО ради качества картинки.

По боке. Чем ближе объект съемки, тем эффект боке более выражен. Поднесите карандаш к глазу, потом вытяните руку - увидите это. В случае с Викой (барабанщицей) - боке есть, если посмотреть на снимок в реально больших размерах, но тут играет роль сжатие снимка + задымленность сцены
avatar
Спасибо!
avatar
0
"Ты заходи, если что" smile
avatar