Измерение света экспонометром

09.10.2010 10306 Тематические статьи 0
 Принцип измерения света экспонометром

Экспонометры, встроенные в современные фотокамеры, довольно хорошо анализируют освещение снимаемой сцены, выбирая соотношение диафрагмы и выдержки, позволяющее получить изображение без чрезмерной передержки или недодержки. В большинстве случаев экспозиция устанавливается достаточно точно, хотя она необязательно должна быть самой лучшей для снимаемой сцены. Ведь экспонометру неизвестно, что именно снимает фотограф, правильно ли он пользуется этим прибором и направляет ли его именно туда, куда нужно. Поэтому экспонометр дает не правильные показания, а лишь те, что позволяют установить определенную экспозицию на основании весьма узкой интерпретации сцены, находящейся перед объективом. Это ограничение экспонометров объясняется тем, что они реагируют на яркость отраженного света. Они не в состоянии реагировать на цвет, оценивать контраст и даже отличать черный цвет от белого. Поэтому измеряемый ими свет, отраженный от снимаемой сцены, усредняется до градации умеренно-серого. Реакция экспонометров на внешний мир настолько ограничена, что они реагируют не просто на серый цвет, а на конкретную его градацию, содержащую примерно 18% серого. Это процентное соотношение выбрано, исходя из того факта, что большинство сцен обычно отражают 18% падающего на них света. Если направить экспонометр на сцену, будь то заснеженный холм, темная пещера или случайный портрет, то показания экспонометра будут основаны на предположении, что он направлен на нечто серое на 18%. Ведь экспонометр откалиброван таким образом, чтобы давать показания диафрагмы и выдержки, позволяющие фотокамере фиксировать общую яркость света, отраженного от сцены, как градацию умеренно-серого. 

Как ни странно, такое узкое поле зрения экспонометра подходит в большинстве ситуаций съемки, и особенно в тех случаях, когда градации яркости света, отраженного от снимаемой сцены, должны передаваться в изображении средними тонами. Но если снимаются сцены, в которых преобладают очень темные или очень светлые тона, возможны разные осложнения. Так, если навести видоискатель на темный объект и воспользоваться параметрами экспозиции, рекомендованными экспонометром, полученное изображение окажется намного светлее, чем предполагалось, а если навести видоискатель на светлый объект, то изображение станет намного темнее. Объясняется это тем, что экспонометр выполняет лишь то, на что он рассчитан. Аналогичными примерами неточно определенной экспозиции могут служить снимки, сделанные на пляже или при ярком свете на снегу, либо снимки, сделанные ночью. Выбор правильной экспозиции в подобных случаях рассматривается далее. 

Предмет измерения

Прежде всего необходимо решить, какой именно участок изображения подлежит  измерению. На это решение оказывает влияние характер основного объекта съемки, условия освещения снимаемой сцены, а также искомый вид изображения. Кроме того, для выбора измеряемого участка изображения очень важно иметь правильное представление о том, как встроенная в фотокамеру система экспонометрии реагирует на 
разные условия освещения.

Если средняя отражательная способность снимаемой сцены соответствует умеренно-серой части градационной шкалы, то при выборе экспозиции лучше всего довериться рекомендациям встроенного в камеру экспонометра. В связи с тем, что человек видит окружающий мир в цвете, для оценки отражательной способности цветной сцены требуется некоторый опыт, чтобы преобразовать цвет в градации серого. Для приобретения такого опыта можно, в частности, представить снимаемую сцену в виде черно-белого снимка с преобладающими умеренно-серыми тонами или крупными участками, передаваемыми темно-серыми тонами или очень яркими тонами, приближающимися к белому. В этом отношении цифровая фотокамера имеет несомненные преимущества, поскольку она позволяет сразу просмотреть полученный снимок, оценить правильность интерпретации экспонометром всей экспозиции и принять на месте решение о внесении корректив в параметры настройки экспозиции для получения другого результата. 

Если условия освещения допускают большой контраст между светами и тенями или если фон оказывается значительно темнее либо светлее, чем основной объект съемки, в показания экспонометра, скорее всего, придется внести коррективы. Так, сделанный издалека снимок женщины в белом платье, стоящей на очень темном фоне, служит классическим примером ситуации, в которой экспонометр наверняка даст неверные показания из-за обширного участка темных тонов в изображении. В соответствии со своей основной функцией экспонометр выберет такую экспозицию, при которой темный фон будет передан как умеренно-серый, что, в свою очередь, может привести к передержке тонов кожи и белой ткани платья. Поэтому наблюдая сцену в видоискатель, следует применять собственный опыт экспонометрии наряду с результатами проверки возможностей встроенного в фотокамеру экспонометра, чтобы правильно определить в сцене те участки, которые могут стать причиной выбора экспонометром неоптимальной экспозиции. 

СОВЕТ 
Пользуясь зеркальными цифровыми фотокамерами, которые позволяют выбрать конкретную зону автоматической фокусировки, следует иметь в виду, что область автоматической фокусировки может оказать влияние на правильность определения экспозиции экспонометром. Это касается и стандартной центральной зоны фокусировки, поскольку даже в режиме матричной экспонометрии многие фотокамеры данного типа придают больше значения участку сцены, находящемуся в активной зоне автоматической фокусировки. И если этот участок оказывается особенно светлым или темным, данное обстоятельство неблагоприятно скажется на показаниях экспонометра. Поэтому при съемке сцен со значительными отличиями яркости или контраста рекомендуется сделать несколько снимков, используя точки фокусировки на участках разной яркости, чтобы посмотреть, как это скажется на показаниях экспонометра. 

На тот случай, если средние тона снимаемой сцены сильно отличаются от умеренно-серого, как, например, в снежной сцене, на пляже в солнечный день или на темном выходе каменистой породы, существует ряд методов, позволяющих откорректировать показания экспонометра или добиться более точных его показаний, а значит, и лучших результатов. 

Один из таких методов состоит в измерении серой шкалы экспонометром и использовании его показаний для выбора наилучшей экспозиции. Данный метод подходит для любого режима экспонометрии. В большинстве фотокамер экспонометр приводится в действие нажатием не до конца кнопки спуска затвора. В некоторых моделях имеется также возможность зафиксировать экспозицию, удерживая кнопку спуска затвора нажатой не до конца и изменяя композицию снимка.  

Упомянутый выше метод заключается в следующем: 
1. Заполните окно видоискателя чем-то близким к серому на 18%. Для этой цели идеально подходит стандартная фотографическая серая карточка. Но поскольку она не всегда есть под рукой, вместо нее можно выбрать любой предмет с аналогичной отражательной способностью, в том числе пару выцветших джинсов, серую мостовую или бетонную стену. Измеряемый объект в данном случае представляет собой измерительную шкалу и должен находиться в тех же условиях освещения, что и объект съемки. 
2. Нажмите не до конца кнопку спуска затвора, чтобы активизировать экспонометр, и удерживайте ее в этом положении для фиксации экспозиции. 
3. Выполните требуемое кадрирование сцены и аккуратно нажмите кнопку спуска затвора до конца, чтобы сделать снимок. 
Данный метод может вызвать некоторые осложнения лишь в том случае, если объект, заменяющий образцовую измерительную шкалу, находится на ином расстоянии от фотокамеры, чем объект съемки. Помимо включения экспонометра, при нажатии не до конца кнопки спуска затвора в большинстве моделей фотокамер активизируется также система автоматической фокусировки. И если кнопка спуска затвора удерживается в этом положении, то наряду с экспозицией может фиксироваться и автоматическая фокусировка. Если не учитывать этого обстоятельства, описанный метод измерения серой шкалы позволяет добиться отличных результатов измерения нерезкого объекта съемки. Для того чтобы извлечь из данного метода наибольшую пользу, необходимо иметь фотокамеру с функцией фиксации экспозиции. 

Фиксация экспозиции

В некоторых моделях фотокамер функция фиксации экспозиции доступна с помощью специальной кнопки или по команде меню отдельно от кнопки спуска затвора. 

Если фиксация экспозиции выполняется независимо от фокусировки, то нахождение измеряемой образцовой шкалы на ином фокусном расстоянии, чем объект съемки, особого значения не имеет. Это очень важное свойство фотокамеры для тех, кого интересует нечто большее, чем обычная фотография. 

Фиксация экспозиции, иногда еще называемая фиксацией автоматической экспозиции (АЕ Lock), доступна во многих моделях повышенного качества с наводкой и является стандартной в большинстве полупрофессиональных и профессиональных цифровых фотокамер. В частности, в зеркальных цифровых фотокамерах фиксация автоматической экспозиции доступна в виде отдельной кнопки, фиксирующей экспозицию при ее нажатии. Это дает возможность снимать показания экспонометра, фиксировать экспозицию, а затем изменять кадрирование и фокусировку изображения для получения снимка. В компактных фотокамерах недостаточно места для размещения дополнительных кнопок, поэтому здесь фиксация экспозиции, скорее всего, доступна по команде меню. В некоторых моделях фотокамер имеются органы управления, позволяющие фиксировать экспозицию первого снимка и использовать ее параметры настройки для получения последующих снимков вплоть до выключения режима фиксации автоматической экспозиции. Это может быть очень удобно в том случае, если делается несколько снимков подряд, из которых затем составляется панорамный вид в программе редактирования изображений. 

Фиксация экспозиции или ручное экспонирование могут оказаться удобными при получении нескольких снимков, из которых затем составляется панорамный вид. Благодаря фиксации экспозиции для серии снимков можно гарантировать, что экспонометр не будет реагировать на участки с разной отражательной способностью в каждой снимаемой сцене, а значит, отдельные снимки, из которых составляется панорамный вид, окажутся более согласованными Если же функция фиксации экспозиции отсутствует, но в то же время в фотокамере доступен режим ручного экспонирования, последним можно воспользоваться вместо фиксации экспозиции. В режиме ручного экспонирования показания экспонометра снимаются по наиболее подходящему образцу при тех условиях освещения, в которых находится объект съемки, а затем в эти показания вносятся коррективы, изменяется кадрирование, фокусировка и делается снимок. При этом необходимо сначала приблизиться к объекту съемки настолько, чтобы он заполнил кадр, исключая любые участки сцены со значительными отличиями в градациях яркости, а затем снять показания экспонометра. При наличии объектива с переменным фокусным расстоянием можно также навести фотокамеру на основной объект съемки, чтобы заполнить им кадр. Однако такой метод не совсем подходит для быстрого, самопроизвольного фотографирования или для тех случаев, когда освещение очень быстро меняется. Тем не менее это хоть какой-то выход из положения, если другие методы недоступны. Не следует забывать, что цифровая фотокамера позволяет всегда проверить правильность выбранной экспозиции по полученному снимку или его гистограмме на экране ЖКИ. 

Это замечательное страховочное средство, снижающее риск экспериментирования в цифровой фотографии. 

 

 


Читайте также:
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход