Двухобъективные камеры: зачем фотоаппарату два объектива?

14.02.2022 1206 Фотомузей 0

Слышали ли вы когда-нибудь выражение «однообъективная фотокамера»? И при этом задавались вопросом: если есть одно-, то существуют и двухобъективные камеры? А ведь они и правда существуют. Но уже только в виде музейных экспонатов и у некоторых энтузиастов фотографии, предпочитающих винтажную технику для съемки. Давайте посмотри на эту технику ближе, на новом стенде виртуального музея DPhotoWorld.net.

Двухобъективный фотоаппарат (англ. Twin-Lens camera) — разновидность фотоаппаратов, в которой съемка и визирование происходят через разные объективы. Оба объектива имеют одинаковое поле зрения и связаны между собой зубчатой передачей, обеспечивающей синхронную фокусировку. Неподвижное зеркало не перекрывает свет от объектива к фотопленке, поскольку расположено за объективом видоискателя в другой секции камеры.

В некоторых фотоаппаратах вместо синхронного вращения оправ объективов использовалось их продольное перемещение на общей доске с фокусировочным мехом. Объектив видоискателя часто имел упрощенную конструкцию и более высокую светосилу, чем съёмочный.

Классическая двухобъективная система предусматривает расположение объективов друг над другом, что объясняется бо́льшим удобством вертикального параллакса при видоискателе шахтного типа, наиболее распространённом в подобных конструкциях. Однако, существуют примеры камер с горизонтальным расположением пары объективов, например японские «Samocaflex» и «Toyoca-35».

Двухобъективные фотоаппараты получили распространение в конце 1890-х годов. Один из двух объективов таких фотоаппаратов выполнял роль съёмочного, а второй служил для постоянного визирования и фокусировки при синхронном перемещении на общей доске. Наклонное зеркало, установленное за вторым объективом под углом 45°, повысило удобство визирования, давая изображение с нормальной ориентацией по вертикали.

Слева направо: Academy No1 (1882), Bazan Reflex Camera (1890), Rolleiflex (1929), Super Fecta (1932), Laurai Code (1933)

Слева направо: Contaflex (1935), Ricoh Flex III (1950), Mini Code (1951), Rolleiflex 4x4 (1957), Mamiya C330 Professional f (1975)

Ранние двухобъективные фотоаппараты были деревянными, одной из первых была камера «Academy No1» (1882 г., Великобритания), которая считается прототипом двухобъективных зеркальных камер.

Самым известным брендом двухобъективных зеркальных камер считается Rolleiflex. Разработанная компанией в 1928 году камера стала образцом для подражания большинства производителей фототехники.

В 50-е годы Ricoh Flex приобрели взрывную популярность, вызвав бум двухобъективных камер, которые были практически одинаковыми внешне, за исключением некоторых деталей.

Фотоаппараты подобной конструкции оставались популярны до начала 1960-х, когда были вытеснены с рынка усовершенствованными однообъективными фотоаппаратами, более функциональными и гибкими. Выпуск двухобъективных фотоаппаратов был постепенно прекращен.

К моменту появления цифровой фотографии двухобъективная схема считалась устаревшей и в цифровых фотоаппаратах не использовалась. Единственное исключение составляет двухмегапиксельная «Rolleiflex MiniDigi», выпущенная в 2004 году для любителей аппаратуры ретростиля.

В Советском Союзе двухобъективные зеркальные камеры выпускались на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО).

Все советские двухобъективные фотоаппараты были среднеформатными (пленка типа 120), размер кадра 6×6 см:

  • «Комсомолец» — шкальный фотоаппарат, зеркальный видоискатель только для визирования и кадрирования
  • «Любитель»
  • «Любитель-2» — «Любитель» с автоспуском и синхроконтактом.
  • «Нева» — фотоаппарат с улучшенными техническими характеристиками и потребительскими свойствами (по сравнению с «Любитель-2»)
  • «Любитель-166» — взвод затвора совмещён с перемоткой плёнки
  • «Любитель-166В» — упрощённая модель с раздельным взводом затвора и перемоткой пленки
  • «Любитель-166 универсал» — модификация «Любителя-166В», комплектовалась вкладышем на размер кадра 4,5×6 см


Читайте также:
Комментарии
avatar