Какой штатив выбрать

25.06.2012 24193 Справочная информация 4
Штатив – это самая важная (после камеры и объектива, разумеется) «деталь» фотоарсенала. Штативы используются фотографами уже более столетия - ведь первые фотокамеры были очень громоздкими и тяжелыми, а выдержка (из-за низкой светочувствительности давних пленок) составляла несколько минут. Удержать габаритную, да к тому же тяжелую камеру в руках и при этом сделать качественный, резкий и контрастный снимок было невозможно, поэтому штативы использовались фотографами ранее постоянно. 

Сегодня техника ушла далеко вперед, и даже профессиональная камера с «серьезной» оптикой будет весить около 2 кг. Тем не менее, даже самая компактная «мыльница», оборудована разъемом под штатив. И сделано это не случайно. Штативы – неотъемлемый атрибут любого фотографа, будь то опытный любитель, настоящий профессионал или только начинающий свой «фотопуть» молодой фотограф. 


Рассмотрим же, какие бывают штативы, для чего они служат, по каким критериям классифицируются и какими основными характеристиками обладают.


Для чего нужен штатив?

Для начала давайте разберемся, что можно получить, используя штатив.

Съемка в сумерках и ночью

Снимая с «рук», фотограф должен делать выдержку (максимально допустимую), не превышающую обратную величину ФР объектива, в противном случае кадр может получиться «размытым». В ночное время выдержки зашкаливают, поэтому применение штатива здесь просто необходимо.  

Съемка телевиком

Вся недорогая оптика обладает светосилой, не превышающей показатель 5,6 при ФР равняющемся 300мм. Известно, что для линзы с подобным ФР, максимально допустимая выдержка должна составлять (съемка с рук) 1/300сек. А это значит, что в большинстве случаев фотографу понадобится штатив. Как ни странно, но ещё больше этот параграф касается дорогой, более светосильной оптики, поскольку вес такой линзы зачастую превышает 5кг. Стоит отметить, что съемку динамичных сцен лучше всего проводить, используя не треногу, а монопод.

Кроме этого штатив, помогает:
- избегать «смазанности», спровоцированной вибрацией от нажатия кнопки спуска затвора и отводом зеркала в системах TTL;
- вести художественную съемку людей в помещении. Любой профессиональный фотограф знает, что в помещении лучше всего снимать, используя не вспышку, а «натуральный» свет, к примеру, рассеянный свет из окна. Однако при этом, выдержка возрастает до показателя 1/5сек, поэтому здесь штатив просто необходим;
- проводить макросъемку неподвижных объектов. При таком виде съемки крайне трудно (а точнее фактически невозможно) вручную навести резкость, а потом её ещё и удержать. Если макрофотография осуществляется без штатива, результатом этого будут сотни загубленных кадров. Штатив же даст возможность получать четкие и резкие снимки. Однако здесь стоит отметить, что для макросъемки нужен штатив с поворотной центральной колонной (принимающей горизонтальное положение) или обратимой центральной штангой (которую можно вынуть и перевернуть);
- точнее компоновать, кадрировать изображение при пейзажной фотографии. Штатив позволяет неподвижно установить камеру и наиболее полно оценить не только середину кадра (как при съемке с рук), но и постановку света, компоновку кадра, и совершить точное кадрирование изображения при помощи видоискателя;
- снимать в самую различную погоду. Согласитесь, было бы скучно снимать только солнечные, безоблачные дни. Какое очарование иногда имеют снимки, сделанные в осенний день с моросящим дождем, зимний снежный вечер, туманное летнее утро… Однако для этого, необходимо защитить камеру от влаги, неизбежной при такой погоде. Штатив помогает это сделать – ведь можно установить камеру, а сверху накрыть целлофановым пакетом, приоткрывая его только непосредственно для спуска кнопки затвора;
- снимать автопортрет;
- вести инфракрасную съемку. При инфракрасной фотографии, присутствуют, как известно, большие выдержки (около 30сек), которые опять же, просто требуют применения штатива;
- проводить панорамную съемку. Сшивка панорамных фрагментов требует высокой точности – что в отношении перспективных искажений, что оси вращения, иначе фрагменты не будут стыковаться, или «уползут» вниз или вверх. Штатив решит эту проблему. При том желательно, чтобы тренога была с пузырьковым уровнем;
- и др.

Говорить о возможностях съемки со штативом можно ещё очень долго, упоминая, что с его помощью можно получить «перламутровую» воду и «молочные реки», расширить динамический диапазон цифрового изображения и т. д. Однако все вышеприведенное, я думаю, и так доказало то, что штатив является одним из главных элементов в фотооборудовании, и что без него многие снимки просто не получатся.

Теперь поговорим о классификации штативов.


Классификация штативов

В наше время для фиксации видео или фотоаппаратуры используется резьба 1/4 и 3/8, при том последняя применяется наиболее часто.

Штативы часто комплектуются головками, которые для увеличения оперативности съемки (а точнее установки/деинсталляции камеры) разделены на саму головку и быстросъемную площадку, оснащенную винтом, привинчиваемым к аппарату.

По типу штативной головы

Штативы классифицируют по типу головки:
1. Тип Pan -Tilt
2. С пистолетной рукояткой
3. С шаровой головкой

1. Штатив типа Pan/Tilt (их еще называют "штатив в панорамной головкой») с двумя ручками - обычно наименее дорогой вариант, не всегда удобный и имеет ограниченный диапазон движений. Он может поворачиваться тремя способами - панорамно, наклоняться и вращаться - все эти функции регулируются и блокируются по отдельности.


2. Некоторые фотографы выбирают удобный штатив с пистолетной ручкой, который позволяет приводить камеру в практически любое положение с помощью нажатия на ручку (не нужно крутить винты и делать это в несколько движений)


3. Еще одной опцией является штатив с шаровой головкой. Этот тип штатива наиболее дорогой, позволяет плавно передвинуть камеру в любое положение быстро и безопасно. Вы можете снимать панорамы и поворачивать его во время съемки, такой штатив является очень универсальным инструментом. Но лично для меня этот вариант оказался наименее удобным, тяжелая камера с трудностями фиксировалась в нужном положении, все время стремясь "упасть набок" при расфиксации головки.


Также есть штативы, комплектующиеся рельсовыми головками. Такие штативы используются исключительно для макросъемки.  

По изготовочному материалу

Штативы также различают по материалу. Наиболее распространенными являются алюминиевые штативы. Триподы для тяжелых камер изготавливают из базальтового волокна. Подобные штативы имеют меньшую массу при большей жесткости. Для крайне тяжелой (геодезического оборудования, кинокамер) техники применяют штативы из дерева. И последним материалом, используемым для производства штативов, является карбоновое волокно. Из подобного материала, в основном, изготавливаются штативы высшего класса – благодаря характеристикам карбона эти штативы крайне легки и очень грузоподъемны.

По дополнительным функциям

Штативы различают и по дополнительным функциям:
- дополнительный подпружиненный штырёк и длинная ручка служат для видеосъемки;
- наличие жидкостного уровня (ватерпаса) важно для панорамной фотографии и правильного восприятия пейзажа (съемка сверхширокоугольным/широкоугольным объективом);
- переворачивающаяся центральная штанга. Некоторые штативы позволяют извлекать колонну и устанавливать её, переворачивая «головой вниз». Такие штативы отлично используются для макросъемки;
- дистанционное управление. Присуще видеоштативам, принадлежащим к высшей ценовой категории.


Виды штативов

Сегодня на фото и видеорынке можно встретить самые разнообразные виды штативов, однако, как правило, по видам различают четыре группы.

К первой группе относятся моноподы – те, которые имеют телескопическую «ногу» и штативную голову. В основном, подобные модели используют для мобильных, динамических съемок – в случае недостатка для инсталляции нормального трипода времени и места (к примеру, репортажные съемки).


Ко второй группе относятся всем привычные триподы – штативы, имеющие три ноги, соединенные (или не соединенные) распорками с центральной колонной, которую венчает штативная головка. Здесь также могут быть вариации – к примеру, штатив для видеокамер без центральной колонны и распорок (компактная тренога для небольшой камеры).


К третьей группе штативов относятся штативы-струбцины, при помощи которых крепить камеру можно где угодно: на столе, дереве, заборе и др. Как удерживающий элемент здесь используется прижимной винт, надежно закрепляющий штатив на опорной плоскости. Достоинствами струбцин являются малый вес и габариты, недостатками – невозможность использования на открытом пространстве.


И к последней, четвертой группе штативов относятся штативы-прищепки, удерживающим элементом которых выступает пружинный зажим. Аналогично струбцинам, штативы-прищепки можно крепить на неподвижных предметах (столах, деревьях и т. д.). Кроме того, они имеют те же достоинства и недостатки, что и струбцины, плюс к недостаткам ещё один – невозможность крепления тяжеловесных камер.



Основные характеристики штативов

Этот параграф очень важен, так как умение «расшифровывать» основные характеристики штативов крайне важно, для правильного выбора подходящего «инструмента».

Наиболее важное значение имеют характеристики рабочей высоты, высоты в сложенном положении и веса. Также среди характерных показателей штатива могут указываться наличие съемной площадки на головке, присутствие ручного привода (мини-лифт) для изменения позиции центральной колонны, диаметр и кол-во секций опор и т. д.

Рабочая высота

Рабочая высота – это расстояние от площадки, на которой крепится фотокамера до поверхности, на которой установлен штатив. Любой трипод обладает минимальной и максимальной рабочей высотой. Правильно выбран штатив тогда, когда видоискатель камеры может располагаться на уровне глаз фотографа. При этом желательно, чтобы максимальное значение рабочей высоты треноги превышало рост фотографа, поскольку максимально выдвинутая центральная колонна не прибавляет штативу устойчивости.

Вес и высота в сложенном состоянии

Эти характеристики определяются каждым фотографом персонально. Оптимальная высота (сложенное состояние) зависит от способа транспортировки штатива (ручная переноска, перевозка в авто, в сумке вместе с фотоаппаратом, в кармане и т. д.). Выбирая нужный вес, необходимо найти «золотую середину» - максимальный (со стороны устойчивости) и минимальный (для транспортировки) вес.

Рабочая нагрузка

Рабочая нагрузка или грузоподъемность штатива – показатель говорящий о том, какой вес камеры может выдержать устройство. Максимальный лимит этого показателя зависит от многого – качества изготовления, материалов, особенности конструкции данного штатива и пр. Здесь желательно, чтобы наиболее уязвимые места штатива (соединения, сочленения) были выполнены из композитных материалов (к примеру, силумина) или металла.

Центральная колонна

Центральная или главная колонна штативов предназначается для оперативной регулировки высоты, на которой располагается камера. Конструктивно она являет собой трубу, оборудованную укрепленной на одном из концов площадкой, снабженной резьбой для фиксации штативной головки. Главная штанга фототриподов, как правило, фиксируется лишь цанговым, резьбовым или эксцентриковым креплением. В некоторых (например, в студийных) треногах главная колонна дополнительно снабжается устройством из зубчатой рейки и шестерни, специализированного для плавного, мягкого изменения высоты камеры. Данная функция весьма удобна в макро-, студийной и предметной съемке, а, кроме того, при применении тяжеловесных фотокамер. Довольно удобны в макросъемке варианты оборотной главной колонны, которую можно переворачивать обратной стороной – «вниз головой».

Ноги штативов

Ножки или опорные стойки штативов состоят из секций. Триподы/моноподы могут иметь от двух и до пяти секций, при чём чем больше секций в штативе – тем он компактнее, однако менее устойчивее и тем менее жесткая у него конструкция. На ножках штативов, как правило, у всех имеются резиновые наконечники, которые предупреждают скольжение устройства на скользких поверхностях (плитка, ламинат). Также, в основном, более дорогие треноги, могут быть оснащены выдвижными шипами, которые препятствуют скольжению даже на льду. Вверху ножек многие штативы оснащены неопреновыми муфтами, которые облегчают работу со штативом в морозную/холодную погоду. Секции ножек фиксируются с помощью зажимов – это могут быть цанговые зажимы, «барашки» (любительские и полупрофессиональные версии) и быстродействующие защелки-клипсы.

Резьба

Крепления видео и фотокамер к штативу (либо штативной головке) производится при помощи резьбы. Как уже упоминалось, сейчас существует два стандарта данного крепления – 1/4” и 1/8”. Компактная резьба 1/4 используется, в основном на узкоформатных камерах (от «мыльниц» до профессиональных зеркалок), на видеокамерах и легких среднеформатных фотокамерах. Более мощная резьба 3/8 используется в тех случаях, когда крепежный узел планируется подвергать существенным нагрузкам, на пример – креплению профессиональных длиннофокусных объективов, тяжелых среднеформатных и широкоформатных фотокамерах.


Теги:штатив

Читайте также:
Комментарии
1 Павел  
Спасибо большое за предоставленную информацию! smile

2 Heavyc  
Пожалуйста, заходите на сайт еще smile

3 LegenDa  
Очень полезная информация много чего нового узнал smile

4 Heavyc  
Успехов в творчестве и приобретении штатива smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход