Как фотографировать самолеты

25.09.2011 25272 Тематические статьи 0
Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты – на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это – мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз – в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.
 

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.
 
Вам понадобятся:

Фотокамера 
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая – для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).
 
Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания – все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой. 
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму. 
 

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет. 

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов). 
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.
 
3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях. 
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»). 
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее. 

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта. 
 

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа – чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают – например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси. 

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации – с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами. 

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа. 
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения). 
 

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото – это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится. 
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок. 

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет – это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ – вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет). 

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность – чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки – солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть. 

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным. 

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.
 

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении. 

Самое сложное в авиационной фотографии – это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну. 
 

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов). 
 
Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ – службы авиационной безопасности.
 
 
Фото © Дм. Маркелов, МАКС-2009


Читайте также:
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход