Совершенствуем знания • Урок №6. Съемка уличного портрета. Часть 1

  43611 Совершенствуем знания 0
В этом уроке вы узнаете: Как делать уличные портреты живыми, динамичными и выразительными, компоновать кадр, как делать фотографии красочными, подобрать гармоничный фон и какие конкретные техники позволяют делать хорошие портреты за пределами студии.
 
Для удобства восприятия урок разбит на 2 части. В части первой вы узнаете: компоненты портрета, опорные точки уличного портрета - идея и качество.

Каждый каждый из нас, так или иначе, сталкивается с жанром портретной фотографии в повседневной жизни. Можно много говорить о разных жанрах и направлениях фотоискусства, однако, все мы понимаем, что самым значимым среди них, так или иначе, навсегда останется портрет. Именно портрет является самым глубоким и привлекательным для изучения жанром фотоискусства. Даже не по тому, что качественная портретная фотография является завидным навыком для любого уважающего себя фотолюбителя, а по тому, что за красивыми, вдохновляющими и выразительными фотографиями скрывается огромная профессиональная работа, о которой можно говорить бесконечно. Этот урок посвящён направлению нестудийного, уличного портрета.
 

Почему уличного? Все очень просто. Когда мы отправляемся в поездку, на природу, на прогулку или на запланированный фотосет, мы имеем дело с «нестудийным портретом». Уличный портрет для фотографа - это всегда живое общение, интересное художественное занятие, а также отличная возможность для знакомства с людьми и для расширения связей. Да и вообще, умение делать искусные портреты даёт фотолюбителю очень многое: от всеобщего восхищения и признания в его персоне настоящего мастера, до стабильного и серьёзного заработка на своём любимом хобби.

Разберемся теперь с этим направлением фотоискусства по порядку.

- Семь неотъемлемых компонентов портрета

Самое простое, но для многих малопонимаемое, это определение - что такое портрет? Если перевести дословно с французского, то портрет  (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами. Нас интересует последнее. Однако нам нужно точное определение портрета в современной цифровой фотографии.
 
Все вы не раз слышали, что фотопортрет - это целое искусство. Вы так же наверняка знаете, или догадываетесь, что портрет - это больше чем просто передача образа человека или группы людей черта в черту. В портрете, помимо всего прочего, есть и художественная составляющая, реализация творческого замысла фотографа, передача событий, историй, эмоций, настроения… У меня есть своё определение места портрета во всём направлении искусства фотографии: Портрет – это фотография человека, где он является главным сюжетным и композиционным объектом. В любом проявлении: спиной, лицом, крупным планом, общим планом... Да хоть отражение в витрине бутика – все фотографии, отвечающие вышеуказанному условию, я приравниваю к портрету и считаю это справедливым.

Несложно будет определить следующие требования к хорошему уличному портрету:
1. Портретируемый должен получиться действительно классно - раз в 10 лучше, чем он выглядит в жизни. Это и вашу самооценку поднимет на пьедестал почета, и модель ещё не раз поблагодарит вас за хорошую фотографию.
Конечно, человека можно изуродовать, показать больным или неопрятным специально, но только в том случае, если таковой была задумка. В классическом понимании портрет – это когда вы показываете человека с наилучшей стороны, что-то приукрашиваете или скрываете в зависимости от ситуации.
 
2. Хороший портрет должен быть качественно исполнен технически, с правильно распределённым светом, без бликов и тёмных участков, удачного формата и ракурса, правильно поставленными резкими зонами и т.д.
 
3. Цвета должны быть правильно подобраны, ничего не должно выбиваться из общей гаммы и желательно, чтобы все компоненты снимка гармонично сочетались между собой.
 
4. Весьма желательно, чтобы портрет имел свой стиль, воплощал в жизнь задуманную идею, передавал желаемое.
Идей этих, естественно, должно быть много. Чем более разнообразна и креативна ваша портретная фотография, тем больше у вас шансов получать максимум от каждого фотосета или мероприятия.
 
5. Портретная фотография должна быть живой, динамичной, эмоциональной, на которую всегда приятно смотреть и порой даже невозможно оторвать взгляд. Я согласен, портрет может передавать спокойствие и тоску, но в этом случае он должен делать это настолько хорошо, чтобы зритель сам впадал в депрессию и преисполненные сожалением думы. Вот тогда будет эффект.

6. На снимке не должно быть никакого мусора: объекты, силуэты, модели нужно располагать по определённым принципам художественной композиции, ибо это гарантирует вам тот самый волшебный результат в виде фотографии, на которую хочется посмотреть как минимум дважды.
С тем же успехом эти правила могут быть нарушены, но только в том случае, если это будет сделано намеренно. И профессионально (об этом мы будем ещё много говорить дальше).

7. Снимок должен быть правильно наполнен цветом. Жёлтые осенние листья должны быть ярко жёлтыми, а голубое небо должно быть голубым. Однако, если требуется, фотография вообще может стать монохромной или сепией. А может налиться свинцовыми оттенками пасмурной погоды, или тёплым светом фонаря, или ледяным - от фотовспышки или… В любом случае насыщенность, гамму цветов и оттенков полностью контролирует сам фотограф, если, конечно, в
его планы входит производить на свет что-то стоящее.
 

Данный список отражает те самые критерии качества искусного уличного портрета, которые большинство фотографов почему-то не могут точно охарактеризовать. Вы теперь сможете. :) Каждый из этих пунктов имеет чёткое обоснование, и, если вам взбредёт в голову провести анализ пары тысяч портретных работ, вы сможете удостовериться в истинности и важности каждого из них.
 
Опорные точки уличного портрета
 
На первый взгляд такой контроль выглядит страшновато, однако пугаться тут нечему - результат стоит того, чтобы всё это освоить. В любом случае, мы с вами пойдём постепенно, по шагам, так что каждый желающий в итоге сможет иметь «чёрный пояс», как по каждому из перечисленных пунктов, так и в целом по жанру «нестудийный портрет». Было бы желание. А хорошую базу знаний и устойчивое вдохновение я вам гарантирую.

Итак, опираясь на все перечисленные пункты, можно выделить 6 опорных точек хорошего уличного портрета:
1. Идея
2. Качество исполнения
3. Композиция
4. Стиль
5. Жизнь + Правильная передача эмоций
6. Ретушь

Вам сейчас не следует думать, что каждый хороший портрет должен обязательно содержать в себе все 6 компонентов. Бывают и исключения, поскольку искусство всё-таки тонкая штука. Однако если вам удастся в совершенстве овладеть всеми гранями данного жанра, то ваши портретные работы всегда будут блистать и восхищать зрителей. Будь то снимки с постановочной фотосессии, или с пьяной вечеринки.

Разбирать каждую из опорных точек нужно отдельно и подробно, ибо попытка смешать воедино весь этот шипучий коктейль знаний может обернуться в пятьсот страниц мелькающего текста и небольшой ядерный взрыв в вашем мозгу от переизбытка информации. Толку не будет. А вот понять суть и увидеть возможности каждого компонента вам следует уже сейчас, так как именно это откроет вам нужные двери и даст возможность сделать первый осмысленный шаг в искусство нестудийной портретной фотографии.
 

1. Идея в уличном портрете

Фотография – это давно признанный вид искусства и творчества. А в любом творчестве ключевым понятием является идея, так как всё начинается именно с неё. Великие музыкальные произведения, поэмы, стихи, статьи, проекты, картины и т.д. подчинены такому понятию как креатив. Если простыми словами, креатив – это способность генерировать идею, способность придумывать, сочинять, создавать. Я думаю, вы согласитесь с тем фактом, что у каждого человека креатив развит совершенно по разному, и фотография этому не исключение. Некоторым удаётся создавать удивительные по своей красоте, разнообразию и необычности работы, а у других фантазия заканчивается на двух-трёх позициях рук. И поскольку любая фотография, так или иначе, начинается с идеи, то всё сводится к одному простому закону: Чем больше у нас есть интересных идей – тем более разнообразными, необычными и живыми будут смотреться наши снимки.

В особенности это касается портретов. Именно в портретной фотографии способность мыслить креативно выражается в придумывании интересных тем для фотосессий, использовании подручных предметов в качестве дополнительных объектов, различных выразительных позиций модели, сочетаний элементов фона и т.д.
 
 
В фотоискусстве существует такой интересный феномен: «Он нигде не обучался фотомастерству, тем не менее у него получаются прекрасные фотографии» или «У меня в некоторых случаях интуитивно выходит сделать больше классных фотографий, чем осознанно». Некоторые называют это даром, некоторые талантом, однако подобные аномалии можно объяснить и более научно – у человека в определённой мере развито креативное мышление, применимое в фотографии. Что самое интересное, он мог развить эту способность неосознанно, лишь тем, что просматривал большое
количество фотографий в Интернете или где-то ещё.

Дело в том, что в процессе этого яркие выразительные образы отпечатались в его подсознании и теперь приходят спонтанно в качестве идеи во время фотосъёмки. Чем больше работ просмотрел человек, чем больше у него осталось впечатлений - тем больше интересных образов живёт в его голове. В нужный момент они приходят в виде очень верного ракурса, положения рук модели, формата снимка, идеи с фоном и т.д. Все потому, что у человека в памяти остался схожий, образ профессиональной фотографии, которою он когда-то видел, и впоследствии «совершенно случайно» ему захотелось построить свой снимок именно так, а не иначе. Всё наше образное мышление работает по одному принципу – мы строим идеи из сочетания, изменения и соединения уже имеющейся информации в нашей памяти.

Существуют определённые методики развития творческой мысли с помощью осознанного анализа работ других фотографов, нахождения необычных идей с помощью биномов, приёмы снятия творческих зажимов и много интересной всякой всячины на данную тему. Однако на данном этапе я хочу дать вам всего один совет – просто выделяйте НЕ МЕНЕЕ 15 минут ежедневно для того, чтобы ВНИМАТЕЛЬНО просмотреть N-е количество портретных фотографий, используя в качестве источников группы в социальных сетях, различные сайты и тематические блоги. Вы, наверное, неосознанно так и делаете. Обязательно сохраняйте понравившиеся вам работы, смотрите, что именно привлекло ваше внимание, анализируйте технику исполнения и стиль. Если вы будете действовать таким образом хотя бы в течение одного месяца, то вам удастся в корне изменить результат ваших фотографий даже без какого-либо дополнительного обучения. Ваши работы будут построены более качественно и искусно. А в качестве побочного эффекта вас будет буквально распирать от вдохновения, интересных идей и задумок для будущих фото сессий. Я очень советую вам проверить это на практике, ибо данный подход к обучению гарантирует описанный результат.

2. Качество исполнения

Я думаю, мне не придётся долго бить себя в грудь и бросать вам железные аргументы в пользу того, что качество исполнения уличного портрета – это одно из самых важных его составляющих, и техническое качество напрямую определяет успех ваших работ.

Ведь для того, чтобы правильно передать свою идею, дать снимку максимальный объём, сделать детализацию, правильный свет, нужные тени, показать текстуру или наоборот сгладить её, задать стиль, сбалансировать цвет, соединить идею с погодными условиями, временем суток и т.д. нужно должным образом овладеть технической стороной, в данном случае, именно «нестудийной» портретной фотографии. 

Как правило, не сложность изучаемой темы, а разрозненная, неполная и зачастую противоречивая информация неизбежно отдаляет начинающих фотолюбителей от качественного портрета. Советы вроде: «Фотографируйте с открытой диафрагмой» конечно бесценны, однако этого мало для серьёзного продвижения в таком непростом жанре как портрет. Каждому понятно, что имея хорошую техническую базу знаний ориентированную на конкретный жанр, а также задания в конце нашего урока, которые помогут на практике превратить эти знания в навыки, можно достаточно быстро и легко освоить любое направление фотографии. И именно поэтому существует золотая тройка правил, применяя которые уже на ближайшей фотосессии вы ощутите разницу в результатах: ваши портретные снимки станут заметно качественнее.

1. Вам нужно активно работать с фокусировкой.
Это ошибка подавляющего большинства фотолюбителей при работе с портретом – им лень каждый раз переключать точку фокуса, и это сводит их усилия на нет. Дело в том, что если нет специфического сюжета, и мы находимся не в студии, то портрет принято выполнять с маленькими значениями диафрагмы (F/1.8, ..., 2.8) для того, чтобы скрыть дефекты лица и в той или иной мере размыть задний план, акцентировав при этом внимание на человеке. Так вот из-за того, что точка фокусировки постоянно не перемещается вместе с моделью, возникает очень печальный эффект – модель, или часть лица попадают в зону нерезкости. Например, стандартная ситуация: F/2.0, точка фокусировки на середине, а модель ушла чуть в сторону на сетку трети. Или как на примере ниже: вроде бы всё хорошо, но из-за малого значения диафрагмы девушка попала в зону не резкого пространства.
 

В итоге снимок сделан, и на дисплее фотокамеры может быть всё в порядке, однако при просмотре на компьютере с этой фотографией окажется что-то не так. На первый взгляд можно даже не понять, что именно. Просто фотография почему-то недотягивает… Или ещё один стандартный случай: фокус на центре тела, лицо нечёткое:
 

То же самое может происходить во время съёмки крупного плана: F/1.8, точка фокусировки где-то гуляет, и глаза остаются мыльными:
 
 
Запишите данное правило как основное - всегда переключать точку фокусировки! Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) из-за низких значений диафрагмы может быть крайне мала, поэтому даже незначительное отклонение точки фокусировки приведёт к микроскопической нечёткости. В результате снимок получится достаточно низкого качества.
 
Конечно, есть такие работы, в которых «мазня» и нечёткий фокус является замыслом, но я надеюсь, мы с вами отчетливо понимаем различие между намеренным техническим приёмом и случайным ляпом. Не менее важным условием при смене позиций модели является постоянная слежка за экспозамером. Это актуально для всех режимов, кроме полностью ручного. Суть в том, что если вы снимаете в режиме точечного замера экспозиции, а ваша модель перемещается на край кадра, то фотоаппарат в этом случае продолжает замерять экспозицию (уровень освещенности) по центральной точке. И это вне зависимости от того, меняете ли вы точку фокусировки или нет. Результатом такой оплошности становятся множество фотографий сомнительного качества и недоумевающий, разочарованный в своих способностях фотограф.
 
Точка фокуса на данном снимке была смещена как надо, однако экспозамер, не смотря на это,
равно работал по центральной точке (по светлому небу) и выставил соответствующие параметры экспозиции.

Чтобы не допустить этой коварной ошибки, при точечном экспозамере нужно всегда фиксировать экспозицию по объекту съемки. Делается это следующим образом. Сначала наводитесь на вашу модель центральной точкой фокусировки и нажимаете кнопку спуска до половины. Затем нажимаете кнопку блокировки экспозиции. Теперь можете отпустить кнопки спуска и кнопку блокировки экспозиции перестроить кадр нужным вам образом и сделать кадр. Иными словами, вы берёте пробу экспозиции с объекта и затем делаете снимок таким, как вам нужно. Это просто и очень значительно влияет на качество!

2. Используйте стандартное правило – фокусируйтесь по глазам модели.
В идеале - по тому глазу, который ближе к вам. Такое твёрдое мнение сложилось у фотографов в результате многолетней эволюции и, так уж вышло, что именно эта фокусировка позволяет сделать снимок максимально качественным. Если при фотосъёмке вы берёте более общий план – то наводите фокус как минимум на лицо человека, иначе вы можете попасть в неловкую ситуацию, описанную в предыдущем пункте.

 
 
Кроме того, не бойтесь иногда пользоваться ручной фокусировкой. И хотя современная автофокусная оптика не так хороша для этого, в некоторых случаях фокус, наведённый вручную, всё же даст вам гораздо более точный результат. Вдобавок, с помощь ручной фокусировки вы сможете сделать нужный акцент на любой области портрета, если того потребует ваша задумка.

3. Будьте аккуратнее с зумом.
В особенности, если вы пользуйтесь оптикой средней ценовой категории. Суть в том, что в портретной фотосъёмке есть дозволенные границы фокусного расстояния, выход за которые даст нам искажение перспективы. Эти пределы варьируются в районе 50-100 мм на любительских моделях фотокамер и 75-135мм на полнокадровых. На практике это означает, что если вы используете стандартный китовый объектив 18-55, то картинку без искажений вы сможете получить только на практически полностью выдвинутом зуме (от 50 мм). В крайнем случае, можно опуститься до значения 35 мм, если условия съёмки вынуждают это сделать, но никак не меньше, иначе лицо получится искаженным и некрасивым. Выход за верхнюю границу 100 - 135 мм тоже не желателен, так как это способствует сильному уплотнению перспективы, хотя это и не самое страшное. В недорогих объективах изображение на больших фокусных расстояниях начинает «мылиться» само по себе, даже несмотря на точную фокусировку и короткую выдержку. Этот эффект ещё называют «нерезкостью» объектива и он способен достаточно сильно испортить ваши портреты в то время, пока вы даже не догадывайтесь, почему ваши работы получаются не надлежащего качества. Помимо этого, на недорогих объективах при использовании большого зума автоматически изменяется значение диафрагмы и может достигнуть, например, значения F/5.6. Этот эффект сделает ваш снимок более тёмным, а фон более детальным. Так что запомните третье правило: с зумом нужно работать аккуратно!
 
В итоге. Три достаточно простых, но эффективных правила позволят сделать вам любую портретную фотографию более чёткой, а значит на порядок более качественной. Помимо всего прочего, не следует также забывать о работе со светом. В уличном портрете мы используем естественное освещение, при этом у нас нет никаких лампочек, градусников и приборов – только наша фотокамера, наши знания и, в лучшем случае, внешняя вспышка с отражателем. Поэтому к навыкам работы с естественным освещением вам следует отнестись так же серьёзно. К сожалению, многие фотолюбители скудно осведомлены в этом вопросе, и в результате этого потенциально качественные портреты летят в корзину.

 
Задание по теме части 1 урока:
1. Освойте технику фиксации экспозиции и компоновки кадра при использовании этого приема. Используйте инструкцию к вашей фотокамере.

2. Сделайте несколько портретов в режиме автоматической фокусировки - грудной (с фокусировкой на глаза), ростовой (с фокусировкой на лицо). Переключите режим фокусировки на ручной. Сделайте те же снимки, пытаясь "поймать" нужный фокус вручную. Оцените результат съемки при просмотре изображений на компьютере.

3. Установите на камеру зум-объектив (даже если у вас и есть светосильный фикс). Сделайте серию снимков одного объекта на нескольких, в том числе и крайних, значениях фокусных расстояний в режиме приоритета диафрагмы с минимальным ее значением. Повторите съемку с различными значениями диафрагмы. Оцените геометрические искажения и ГРИП при просмотре отснятого материала на компьютере.

Как всегда, вы можете задать вопросы по теме урока и проконсультироваться по результатам выполнения задания на форуме сайта.

В следующей части урока вы узнаете: продолжим нашу беседу об опорных точках портрета - композиции, стиле, передаче эмоций и ретуше портрета 


Читайте также:
Комментарии
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход